Эффективное взаимодействие

Как установить психологический контакт

Результативность общения значительно повышается, если сформируется доверие между собеседниками. При этом каждый достигает своих целей в общении, в выигрыше остаются все. Для того, чтобы Ваши отношения были эффективными, целесообразно знать как установить психологический контакт.

Общение является средством осуществления взаимодействия между людьми и подразумевает наличие общих целей: совместная деятельность, обучение, личностное развитие, общие интересы, времяпровождение и так далее. Самым Важным и распространённым способом общения является диалог, который характеризуется личностной вовлечённостью участников.

Отношения между собеседниками выходят на первый план, поэтому значимость невербального (без слов) контакта преобладает. Суть разговора, его деловой аспект лучше передаётся при помощи слов, а доверие возникает при осознании наличия общих целей взаимодействия и основывается на позитивном отношении собеседников друг к другу.

В отличие от стереотипных контактов, которые мы ежедневно осуществляем в большом количестве, психологический контакт включает в себя личностные отношения между участниками диалога. Подразумевается не только словесное (вербальное) общение, но и эмоциональное понимание друг друга при помощи невербальных компонентов: мимика, жесты, позы, дистанция, интонации и модуляции голоса.

Как правило в повседневной речи чаще используются следующие прилагательные в словосочетаниях со словом контакт: эмоциональный, доверительный, душевный, человеческий, межличностный, личностный, личный. В практической психологии применяется термин консультативный (терапевтический) контакт.

Техники помогающие установить психологический контакт

Техники используемые без положительного отношения к собеседнику и без учёта его интересов в диалоге не будут эффективными. При манипулировании и мошенничестве использование этих техник создают только иллюзию доброжелательной атмосферы, а целью беседы является принуждение человека к каким-либо действиям без учёта его интересов или вопреки им.

Существует много техник описывающих как установить психологический контакт. Выбирайте те, которые Вам по душе и помните, что они являются лишь инструментами в общении. Я предлагаю Вашему вниманию три упражнения, которые обязательно приведут к успеху во взаимодействии с другими людьми.

1. “Комфортная дистанция”.

Находитесь на безопасном для собеседника расстоянии, сокращайте дистанцию постепенно. Большую часть времени смотрите на собеседника и разворачивайтесь к нему, примите открытую позу. В первую очередь люди, встретившись взглядами, понимают по движению, пойдёт ли человек на контакт или нет. Если он не хочет общаться, то будет отводить взгляд, отходить или отклоняться, чтобы не присутствовать в поле зрения. Согласие проявляется в ответном взгляде, одобрительном выражении лица, сокращении дистанции, в развороте в Вашу сторону.

2. “Невербальный комплимент”.

Отметьте, что вам нравится в конкретном человеке. Это может быть одежда, осанка, приятные черты лица. Даже если не получится в дальнейшем озвучить свои наблюдения в виде комплимента, то Ваш позитивный настрой к нему выразится через мимику, жесты, интонации голоса. А если Вам предстоит беседа с человеком, который Вам не нравится или Вы относитесь к нему с предубеждением, то тем более нужно искать положительные качества. Они есть у каждого!

3. “Эмпатия”.

Это способность почувствовать то, что чувствует другой человек. Если Вы смогли это сделать, то настроились “на одну волну” с собеседником. Важно не просто угадать чувства другого человека, а почувствовать это тоже. Если проявить эмпатию не получается, то может помочь “подстройка” под собеседника. Зеркальное копирование позы важно делать незаметно и только для того, чтобы выразить сочувствие. Эмоциональному контакту способствует общение в одинаковом темпе, ритме, произношение с той же громкостью что и собеседник. Доверие возникнет тогда, когда Вы начинаете чувствовать то, что чувствует Ваш партнёр по общению.

При помощи дистанции Вы создаёте комфортную обстановку для общения. Позитивное отношение вызывает расположение друг к другу, формирует доверие. Эмпатия завершает установление психологического контакта. Если собеседники чувствуют друг друга, то начинают доверять.

Целью техник, способствующих тому, как установить психологический контакт, является формирование атмосферы доверия в диалоге. Чрезмерное или механическое их использование не даст результата, а то и вовсе разрушит доверие. Процесс установления контакта занимает несколько минут, а может и того меньше. Если за пять минут он не сформировался, то общение не состоится. Без психологического контакта можно поддерживать стереотипные диалоги.

Консультативный контакт

В практической психологии навык установления психологического контакта является необходимым условием для результативного общения. Поверхностное общение не затрагивает личности собеседников. Именно личностное отношение к человеку способно изменить его, прежде всего помогая раскрыться как личность.

как установить психологический контакт

Так как человек не осознаёт целей общения, то не может разобраться в отношениях с другими людьми. Этому мешает эгоистический настрой. Эгоистические цели предполагают неравную позицию в общении. Оппоненты воспринимают друг друга как “инструменты” реализации своих ожиданий. В результате эмоциональное понимание невозможно в следствие отсутствия общих целей и негативного отношения друг к другу.

В общении с психологом клиент проявляет отношения, которые свойственны ему в обычной жизни. Только открыто обсуждая используемые способы взаимодействия, он осознаёт неэффективность одних и целесообразность других. Формирование развитой личности происходит за счёт укрепления ответственного отношения к своей жизни и к окружающим.

Практический вывод

Так как доверие формируется в межличностном общении, важное значение приобретает навык – как установить психологический контакт. Прежде всего он характеризуется высоким уровнем доверия участников диалога. Психологический контакт повышает эффективность взаимодействия, при осознании общих целей взаимодействия, и основывается на позитивном отношении собеседников друг к другу.