Как установить психологический контакт

Общение является необходимым средством осуществления взаимодействия людей и подразумевает наличие у них общих целей: совместная деятельность, обучение, личностное развитие, общие интересы, времяпровождение и так далее. Для того, чтобы Ваши отношения были эффективными, целесообразно знать как установить психологический контакт. В отличие от стереотипных контактов, которые мы ежедневно осуществляем в большом количестве, психологический контакт включает в себя личностные отношения между участниками диалога.

Отношения между собеседниками выходят на первый план, поэтому значимость невербального (без слов) понимания: мимика, жесты, позы, дистанция, интонации и модуляции голоса. Суть разговора, его деловой аспект лучше передаётся при помощи слов, а доверие возникает при осознании наличия общих целей взаимодействия и основывается на позитивном отношении собеседников друг к другу.

Как правило в повседневной речи чаще используются следующие прилагательные в словосочетаниях со словом контакт: эмоциональный, доверительный, душевный, человеческий, межличностный, личностный, личный. В практической психологии применяется термин консультативный (терапевтический) контакт. Психологический контакт я определяю как особый тип отношений, который характеризуется искренним интересом собеседников друг к другу, высоким уровнем доверия и готовностью признавать приоритет общих интересов над собственными.

Три невербальные техники помогающие установить психологический контакт

Существует много техник описывающих как установить психологический контакт. Выбирайте те, которые Вам по душе и помните, что они являются лишь инструментами в общении. Я предлагаю Вашему вниманию три невербальные техники, которые обязательно приведут к успеху во взаимодействии с другими людьми.

1. «Комфортная дистанция».

Находитесь на безопасном для собеседника расстоянии, сокращайте дистанцию постепенно. Большую часть времени смотрите на собеседника и разворачивайтесь к нему, примите открытую позу. В первую очередь люди, встретившись взглядами, понимают по движению, пойдёт ли человек на контакт или нет. Если он не хочет общаться, то будет отводить взгляд, отходить или отклоняться, чтобы не присутствовать в поле зрения. Согласие проявляется в ответном взгляде, одобрительном выражении лица, сокращении дистанции, в развороте в Вашу сторону.

2. «Невербальный комплимент».

Отметьте, что вам нравится в конкретном человеке. Это может быть одежда, осанка, приятные черты лица. Даже если не получится в дальнейшем озвучить свои наблюдения в виде комплимента, то Ваш позитивный настрой к нему выразится через мимику, жесты, интонации голоса. А если Вам предстоит беседа с человеком, который Вам не нравится или Вы относитесь к нему с предубеждением, то тем более нужно искать положительные качества. Они есть у каждого!

3. «Эмпатия».

Это способность почувствовать то, что чувствует другой человек. Если Вы смогли это сделать, то настроились «на одну волну» с собеседником. Важно не просто угадать чувства другого человека, а почувствовать это тоже. Если проявить эмпатию не получается, то может помочь «подстройка» под собеседника. Зеркальное копирование позы важно делать незаметно и только для того, чтобы выразить сочувствие. Эмоциональному контакту способствует общение в одинаковом темпе, ритме, произношение с той же громкостью что и собеседник. Доверие возникнет тогда, когда Вы начинаете чувствовать то, что чувствует Ваш партнёр по общению.

При помощи дистанции Вы создаёте комфортную обстановку для общения. Позитивное отношение вызывает расположение друг к другу, формирует доверие. Эмпатия завершает установление психологического контакта. Если собеседники чувствуют друг друга, то начинают доверять.

Три невербальные техники помогают установить психологический контакт, формируют атмосферу доверия в диалоге. Чрезмерное или механическое их использование не даст результата, а то и вовсе разрушит доверие. Процесс установления контакта занимает несколько минут, а может и того меньше. Если за пять минут он не сформировался, то общение не состоится. Без психологического контакта можно поддерживать стереотипные диалоги.

Техники используемые без положительного отношения к собеседнику и без учёта его интересов в диалоге не будут эффективными. При манипулировании и мошенничестве использование этих техник создают только иллюзию доброжелательной атмосферы, а целью беседы является принуждение человека к каким-либо действиям без учёта его интересов или вопреки им.

Консультативный контакт

В практической психологии навык установления психологического контакта является необходимым условием для результативного общения. Поверхностное общение не затрагивает личности собеседников. Именно личностное отношение к человеку способно изменить его, прежде всего помогая раскрыться как личность.

как установить психологический контакт

Так как человек не осознаёт целей общения, то не может разобраться в отношениях с другими людьми. Этому мешает эгоистический настрой. Эгоистические цели предполагают неравную позицию в общении. Оппоненты воспринимают друг друга как «инструменты» реализации своих ожиданий. В результате эмоциональное понимание невозможно в следствие отсутствия общих целей и негативного отношения друг к другу.

В общении с психологом клиент проявляет отношения, которые свойственны ему в обычной жизни. Только открыто обсуждая используемые способы взаимодействия, он осознаёт неэффективность одних и целесообразность других. Формирование развитой личности происходит за счёт укрепления ответственного отношения к своей жизни и к окружающим.

Практический вывод

Так как доверие формируется в межличностном общении, важное значение приобретает психологический контакт. Это особый тип отношений, который характеризуется искренним интересом собеседников друг к другу, высоким уровнем доверия и готовностью признавать приоритет общих интересов над собственными. Предложенные мною невербальные техники помогают установить психологический контакт, формируют атмосферу доверия в диалоге, эффективность взаимодействия возрастает.

С уважением, Дмитрий Черненко