Эффективное общение

Эмоциональное напряжение в общении

Эмоциональное напряжение в общении возникает достаточно часто, мало зависит от опыта и связано с различными причинами. Учитывая их, можно выбирать адекватный способ ведения диалога.

Во-первых, разговор собеседников налаживается не сразу и требует некоторого “притирания” друг к другу. Зная способы установления психологического контакта можно быстро вступать в диалог даже с незнакомыми людьми.

Во-вторых, “высокие ставки”. Значимость разговора тем выше, чем весомее его результат. Высоконапряжёнными, как правило, бывают переговоры, экзамены, собеседования. Если вы хорошо разбираетесь в процедурах принятия решения в этих ситуациях, то общение будет эффективным.

В-третьих, различия личностей и мировоззрения партнёров по общению являются источниками непонимания и разногласий. Обратите внимание на Ваши особенности, которые мешают взаимодействию.

В четвёртых, самые большие трудности в общении доставляет агрессивный, нетрезвый и манипулирующий собеседник. Такой контакт лучше прерывать как можно быстрее.

В-пятых, “навязанное общение”. Не поддерживать разговор “из вежливости”.

Профессиональная деятельность связанна с непосредственным общением требует умение создавать позитивный настрой, иметь устойчивость к “эмоциональному выгоранию” и “крепкие нервы”. Из-за недостатка этих качеств желающих работать в контакте с клиентами очень мало. Бывает, что работники сфер торговли и обслуживания, “защищая” свою психику от перенапряжения, проявляют равнодушие и агрессивность.

Причиной напряжения является не избыточность эмоций, а невозможность их выразить и направить на конструктивную деятельность.

Общение помогает нам лучше познать себя.

К любому разговору следует готовиться и понимать цель и задачи, которые он решает. Кроме того важно знать свои сильные и слабые стороны в общении, обладать навыками установления и поддержания психологического контакта. Делайте акцент не на снятии эмоционального напряжения, а на умении целенаправленно вести диалог, структурировать беседу.

Эмоциональное напряжение вызывано тем, что общение открывает нам факты не соответствующие нашему представлению о себе. Чем меньше мы знаем себя, тем меньше понимаем других людей и чувствуем дискомфорт в общении с ними. “Праздный разговор” не даёт глубокого понимания себя, а напрягать себя серьёзным диалогом сможет не каждый. Однако это напряжение мобилизует и помогает нам обратиться к себе и осознать незнакомые стороны своей личности. Чем лучше мы узнаём себя, тем глубже строим отношения с окружающими, которые помогают полнее познать себя и раскрыть свои возможности.

Заняв оборонительно-агрессивную позицию во взаимодействии с другими людьми, человек защищается от осознания того, что он о себе мало знает. Для некоторых это настолько страшно, что они начинают “атаку” заранее, едва почувствовав угрозу разрушения своих стереотипов.

Эмоциональное напряжение в общении, как правило, вызвано ограничениями самовыражения. Если эмоции и чувства не находят конструктивного применения, то они создают эмоциональный дискомфорт, который характеризуется пониженным настроением, ощущением беспомощности, неспособности достичь цели.

эмоциональное напряжение в общении

Если Вы любое общение рассматриваете через призму цели, Тогда Вы сможете вести диалог с учётом своих интересов. При этом несомненно повышаете его результативность, игнорируете бесполезное общение, которое “съедает” Ваше время. Можно разобраться, что общение не учитывает Ваши интересы, а целесообразность его сомнительна. Целеустремлённый разговор несомненно защитит от манипуляции.

Как регулировать эмоциональное напряжение в общении?

Кроме того можно осознанно регулировать степень эмоциональности диалога при помощи простых приёмов. Их легко освоить и начать использовать на практике.

Техники снижающие эмоциональное напряжение в общении.

  1. Обращаться к человеку по имени. “Уважаемый, Иван Иванович”, “Надя, я рассмотрел Ваше заявление”.
  2. Подчёркивание общности. “Я такой же как и Вы”, “мы вместе занимаемся общим делом”, “Оказывается мы однофамильцы (одногодки, одноклассники, земляки и так далее)”.
  3. Выслушивание мнения собеседника, предоставлять ему возможность высказаться. “Как по Вашему мнению следует поступить?”, “Я Вас внимательно слушаю”, “да, я Вас понял”.
  4. Отмечать достоинства собеседника. “Я слышал, что Вы успешно завершили свой проект”, “Вы великолепны!”
  5. признание своей неправоты (своих ошибок). “Я не учёл возможные риски”, “согласен, я не с того начал”, “надо было сделать по-твоему”.

Техники повышающие эмоциональное напряжение в общении.

  1. Путать имя, не называть по имени, анонимность способствует проявлению агрессии. “Ах простите, всё время забываю, как Вас зовут?”, “Эй! Я к Вам обращаюсь”.
  2. Подчёркивание различий. “Очевидно мы из разных слоёв общества”, “У меня больше опыта, чем у Вас”.
  3. Игнорировать мнение собеседника, не давать ему высказаться. “Я Вас выслушал, теперь я буду говорить”, “Не важно, что Вы думаете по этому вопросу”, Дайте мне сказать в конце концов”.
  4. Отмечать недостатки собеседника. “Вы недостаточно компетентны”, “Такую обувь как у Вас носили в прошлом веке”.
  5. Отрицание или избегание признания своей неправоты (своих ошибок). “Я не виноват, это произошло без моего участия”, “Вы мне хотите приписать то, чего я не совершал”.

Запишите несколько своих примеров и начинайте использовать их прямо сегодня. Не всегда целесообразно снижать напряжение или намеренно его повышать. Если Вы умеете пользоваться этими техниками, то это способствует достижению позитивного результата в беседе.

Практический вывод

Именно общение с другими людьми помогает раскрыть неизвестные ранее стороны своей личности и, как следствие, новые возможности. Эмоциональный дискомфорт способен, как создать трудности во взаимодействии с другими людьми, так и способствовать познанию самого себя. Целесообразно использовать техники, которые повышают или снижают эмоциональное напряжение в общении.