Психологическое консультирование онлайн

Психика человека настолько сложна для изучения, что ни одно направление практической психологии не может дать полное описание этому явлению. Психологические теории не могут быть универсальными для любого человека и подвергаются постоянным изменениям с течением времени. При оказании психологической помощи консультанты избегают шаблонов и стереотипов, используя индивидуальный подход. Карл Густав Юнг выразил это так: «Каждый новый случай для меня — почти новая теория». Специфическим видом консультирования является психологическое консультирование онлайн, которое проводится с использованием средств связи для удалённого общения.

Консультативная беседа имеет определённую структуру и цель. Обрыв связи или некоторое снижение её качества при дистанционном консультировании встречается всё реже и реже. Тем не менее, в самом начале следует обсудить с собеседником, как действовать в таком случае. Диалог происходит в несколько этапов. Одна консультация длится один час (60 минут). За это время можно решить ограниченное число задач. Каждый этап беседы имеет определённый для него отрезок времени.

Основные этапы консультативной беседы:

  1. Установление консультативного контакта. Начало беседы, знакомство, установление доверительных отношений.
  2. Определение проблем. Консультант обсуждает с клиентом его запрос. Достигается одинаковое понимание проблем с учётом эмоциональных аспектов. На этом этапе становится понятно, как достичь желаемого результата.
  3. Решение проблем. Консультативное взаимодействие помогает клиенту выработать альтернативные решения и увидеть новые возможности. Человек самостоятельно примет верное решение. Консультант создаёт для этого условия и не даёт конкретных советов.
  4. Завершение. Подведение итогов: обобщение и закрепление результатов беседы, оценка эмоционального состояния.

Обстановка консультирования определяется условиями, в которых находятся собеседники. Важно заранее позаботиться о том, чтобы ничего не отвлекало. В это время желательно быть в удобном помещении, проверить надёжность связи. нежелательно находиться на рабочем месте или в транспорте. При сильных эмоциональных переживаниях важно оставаться на связи с консультантом.

Консультативная беседе осуществляется при помощи слов и выглядит как разговор двух человек. Но при всей важности вербального (при помощи слов) общения, главное — это особенные отношения собеседников. Психологическое консультирование онлайн является видом психологической помощи клиенту, которая оказывается посредством дистанционного общения и основана на доверительном отношении психолога-консультанта и клиента (консультативный контакт).

Консультативный контакт и основные принципы консультирования

Психологический контакт — это доверие. Хотя внешне консультативная беседа и напоминает дружеское общение, тем не менее имеет существенные отличия, которые не заметны непрофессионалу. Доверительный контакт целенаправленно создаётся психологом-консультантом. Такие отношения помогают человеку быть самим собой, проявлять свои естественные реакции, отреагировать эмоциональные переживания, открыто обсуждать проблемы личного характера. Подробнее см ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВОВЛЕЧЁННОСТЬ И ОБОЮДНОЕ ДОВЕРИЕ.

Консультативный контакт основан на искренности консультанта, на его безусловном уважении собеседника (принятие), на понимании его эмоционального состояния и сопереживании (эмпатия). Такие отношения являются необходимым и даже достаточным условием для личностных изменений. Личность консультанта является главным инструментом психологического взаимодействия. Владение специальными навыками при подготовке консультанта является вторичным.

Консультативный контакт — это уникальный процесс взаимодействия, во время которого один человек помогает другому использовать свои индивидуальные возможности для достижения личных целей. Для этого важно применять основные принципы консультирования.

психологическое консультирование онлайн
Изображение Лилии Королёвой

Основные принципы консультирования

Я выделил пять принципов, которые помогают поддерживать консультативный контакт: пунктуальность, самокритичность, уважение, целеустремлённость, конфиденциальность. Подробнее УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. Выполнение этих принципов консультантом способствует установлению доверительных отношений, а собеседник постепенно начинает тоже придерживаться правил эффективного взаимодействия.

Пунктуальность обеспечивает возможность общения. Самокритичность консультанта позволяет не поддаваться стереотипному восприятию собеседника, а учитывать его индивидуальные особенности. Уважительное отношение выявляет достоинства, свойственные человеку, способствует самовыражению, на основе естественных желаний формулировать цели. Цель консультанта — привести личные цели человека в соответствие с желанием их достигать. Это делает человека целеустремлённым. Психолог помогает реализовать свойственные человеку желания, на их основе определить и сформулировать личную цель. Неоспоримым этическим принципом является конфиденциальность — целесообразный обмен информацией, который не допускает распространение сведений о человеке за рамками консультативного взаимодействия.

Соблюдение этих принципов развивает навыки, которые помогают достигать целей общения как в консультировании, так и в профессиональной сфере и повседневной жизни. Последовательное их освоение даёт максимальный эффект в долгосрочной перспективе, меняя восприятие мира. Целенаправленность общения упорядочивает контакты с другими людьми и развивает как вербальный, так и невербальный способ общения. Навыки эффективного общения называются так же как и основные принципы консультирования. НАВЫКИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ

Обстановка консультирования в дистанционном формате не вызывает дискомфорта и обладает двумя важными преимуществами: доступность и анонимность. Первые телефонные службы создавались для сохранения анонимности обратившегося.

Краткосрочное и долгосрочное психологическое консультирование онлайн

Краткосрочное психологическое консультирование направлено на решение проблем, а долгосрочное — на развитие личности. В первом случает человек желает избавиться от дискомфорта проблемных ситуаций. Решение проблемы снижает дискомфорт, а вместе с ним и потребность в психологической помощи. К числу проблем имеющих психологическую основу можно отнести любые «житейские» проблемы, эмоциональный дискомфорт, сложности в отношениях, материальные трудности и так далее.

Во втором случае человек имеет потребность в самореализации. Он мотивирован не желанием избавиться от проблем, а стремлением достижения личной цели. Эта потребность может ослабляться и усиливаться, что сказывается на интенсивности психологической работы. Регулярность долгосрочного взаимодействия важнее, чем кратковременные прорывы. Последовательное движение к цели создаёт такие личностные изменения, к которым человек и его окружение адаптируются безболезненно.

Краткосрочное и долгосрочное психологическое консультирование определяется потребностями клиента в психологической помощи. Длительность консультативного взаимодействия может составлять от одной сессии до нескольких лет. Психолог-консультант не навязывает свои услуги и ориентируется на запрос. Исходя из запроса формулируется цель и задачи консультирования.

Важно ориентироваться на ближайшие цели. Они дают определённость и быстрый результат. Успехи вдохновляют браться за более сложные дела. Дальние цели менее конкретны. Каждая консультация приводит к небольшому результату, который клиент может использовать сразу после консультации. Долгосрочное консультирование складывается из множества краткосрочных. Обретая уверенность в себе, человек начинает строить свою жизнь исходя из своих естественных желаний. Подробнее ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ

Психолог-консультант готов к неопределённости при длительном консультативном взаимодействии. Клиент же нуждается в подбадривании (поддержке) так как он не знает, когда появится результат. Важным аспектом консультирования является формирование у клиента ответственного отношения к жизни. Ответственный человек способен справиться с жизненными трудностями самостоятельно. Он знает, чего хочет, адекватно оценивает свои возможности и способен устанавливать эффективные отношения с окружающими.

Психологическое консультирование онлайн: практический вывод

Психологическое консультирование онлайн является видом психологической помощи клиенту, которая оказывается посредством дистанционного общения и основана на доверительном отношении психолога-консультанта и клиента (консультативный контакт). Консультативная беседа имеет определённую структуру и цель. Консультативный контакт — это уникальный процесс взаимодействия, во время которого один человек помогает другому использовать свои индивидуальные возможности для достижения личных целей. Для этого важно применять основные принципы консультирования. Краткосрочное и долгосрочное психологическое консультирование определяется потребностями клиента в психологической помощи. Исходя из запроса формулируется цель и задачи консультирования.

С Уважением, Дмитрий Черненко