Эффективное взаимодействие

Навыки эффективного общения

Общение занимает основное время в нашей жизни. То, насколько человек успешен, во многом определяется его способностью достигать целей во взаимодействии с другими людьми. При этом навыки эффективного общения играют немаловажную роль.

Эффективное общение можно охарактеризовать в соответствии со следующими критериями:

  • Во-первых, устанавливаются равноправные отношения.
  • Во-вторых, координация совместных действий производится с учётом интересов каждого участника взаимодействия.
  • В-третьих, происходит целесообразный обмен информацией. Прежде всего, открыто обсуждаются все вопросы, решения принимаются совместно, отсутствуют скрытые цели.

Таким образом, эффективное общение обеспечивает взаимодействие, которое помогает в достижении Ваших целей с учётом интересов других людей. При отсутствии равноправия доминируют интересы одной из сторон за счёт ущемления интересов другой. Без учёта целей ваших партнёров можно достигать каких-то результатов, но только временно. Именно при долгосрочных отношениях эффективность социальных связей самая высокая.

Следует различать комфортные взаимоотношения и эффективные. Комфортное общение не направлено на достижение каких-либо результатов, так как его целью является создание “хорошего” психологического климата. Поэтому, выбирая комфорт, люди часто соглашаются с неэффективными решениями ради поддержания отношений.

Пять навыков эффективного общения

Пунктуальность, самокритичность, уважение, целеустремлённость и конфиденциальность являются качествами, развивая которые мы создаём условия для эффективного взаимодействия.Навыки эффективного общения нужно тренировать. Разберём, что способствует развитию этих качеств.

Пунктуальность – навык быть пунктуальным.

Общаться можно с человеком, который может доставить себя к месту встречи, выходит на связь при помощи средств коммуникации, исполняет взятые обязательства. В долгосрочной перспективе ответственность является полезным качеством. Способность быть пунктуальным закрепляется в течение длительного времени. Надёжность, постоянство, стабильность, предсказуемость ценятся высоко независимо от ситуаций, обстоятельств, содержания беседы.

Люди, не выполнив обязательства перед кем-либо, стараются избегать контактов с ним. Но если Вы сможете выслушать и принять негативное отношение к себе, то это положительно повлияет на Вас. Благодаря способности не избегать общения, выработается ответственное отношение к общению и к жизни.

Если человек хорошо общается, может произвести хорошее впечатление, но при этом опаздывает на встречи, не выполняет обещания вовремя, меняет условия и приоритеты, то контактировать с ним не имеет особого смысла. Ещё, стремление стать пунктуальным поможет Вам отличить человека выполняющего свои обязательства от того, кто маскирует невыполнение.

Самокритичность – навк критического отношения к себе.

Часто для того, чтобы произвести впечатление, люди собеседники стараются обещать больше, чем могут выполнить. Это создаёт в дальнейшем сложности для общения. Зная свои слабые и сильные стороны Вы можете быть реалистичным в оценке своих возможностей и распознать у собеседника неадекватные ожидания в отношении Вас.

Как правило непонимание друг друга, разногласия, возникают на почве предубеждений, домыслов и скрытых целей. “Нестыковки” в разговоре возникают всегда. Если Вы ищете их причину в себе, то проблема решаема, так как управлять собой – конструктивнее, чем изменять поведение другого человека. Исчезает почва для конфликта.

Критическое отношение помогает относиться к своим ошибкам не как к чему-то неизбежному, а как к задачам, которые можно и нужно решить. Любое непонимание следует проговаривать с собеседником, чтобы не иметь в дальнейшем препятствий в достижении цели. Несомненно, что дл общения лучше, если Вы предъявляете к себе больше требований, чем к партнёрам по общению. Такие отношения помогают избавиться от критического настроя и вести конструктивный диалог.

Уважение – навык положительного отношения к собеседнику.

У каждого человека есть свои достоинства и недостатки. Положительное отношение создаёт условия для партнёрства и вызывает доверие. Только принимая другого человека таким каков он есть, можно установить с ним личностный контакт. Понимая его эмоциональное отношение к взаимодействию, можно точнее расставить приоритеты в общении.

Уважение способствует поиску тех линий соприкосновения, по которым идти к результату проще. Если Вы умеете найти в человеке положительные качества, то сможете уважать. Эмоциональное восприятия собеседника, вызывает доверие.

Вышеописанные навыки эффективного общения – пунктуальность и самокритичность – усиливают способность к уважению. Если человек настроен ответственно и адекватно представляет свои возможности, то ему проще оценить других положительно.

Целеустремлённость – навык ориентации на результат.

Эффективное общение характеризуется направленностью на результат. Разговор следует планировать так, чтобы представлять его исход. Каждая беседа – это ступенька (этап, промежуточный результат) в достижении цели. Так как эффективность не всегда соответствует хорошему психологическому климату, то может возникать эмоциональное напряжение. Важно находить баланс между стремлением к результату и отношениями.

Для любого разговора формулируйте цель, имейте чёткое понимание – чего вы хотите достичь. Ясно представьте результат беседы. Представьте, что собеседник согласен с Вами и готов сотрудничать. Что Вы ему сможете предложить? Целесообразность общения должна быть запланирована.

Конфиденциальность – навык целесообразного обмена информацией.

С кем иметь дело? Почему именно с этим человеком следует сотрудничать? Важны два параметра: его компетентность и мотивация. Причём мотивация важнее, так как при сильном желании недостающие компетенции можно освоить.

Эффективное общение предусматривает взаимоотношения с теми, с кем это целесообразно. Так как нет необходимости общаться со всеми подряд, то следует выработать правило не вступать в контакт, если в этом нет нужды. Коммуникации – это время и ресурсы. Нельзя относиться к общению как неиссякаемому источнику. Если обмениваться информацией нецелесообразным способом, то у Вас может не остаться времени, ни сил для человека, который Вам нужен.

навыки эффективного общения

Практический вывод.

Прежде всего, навыки эффективного общения способствуют достижению целей собеседников. К ним относится пунктуальность, самокритичность, уважение, целеустремлённость и конфиденциальность. Применение этих навыков в общении позволяет учитывать интересы партнёров, координировать совместную деятельность и целесообразным способом обмениваться информацией. Как правило комфортный психологический климат не является показателем эффективного общения.