Эмоциональная вовлечённость и обоюдное доверие

Повседневное общение основано на стереотипном восприятии собеседника и не требует установления межличностных отношений. С незнакомыми и малознакомыми людьми мы довольствуемся поверхностным контактом, по мере необходимости. Нет смысла относиться к продавцу, к коллеге по работе личностно: эмоциональная вовлечённость требует больших затрат творческих сил. Используя шаблонное поведение мы упрощаем повседневное взаимодействие с людьми, которые могут и не обладать теми качествами, которыми мы их наделяем. Консультант поступает иначе. Он проявляет искренний интерес к собеседнику, подлинное желание помочь, профессионально создаёт обоюдное доверие.

Если человек вызывает эмоциональную реакцию (не важно: положительную или отрицательную), значит Вы взаимодействуете с ним личностно. В межличностном общении важен сам человек, а не его социальная роль, профессия, положение, статус. Доверительные отношения строятся на взаимности. При консультативном контакте личностные качества психолога-консультанта намного значимее, нежели его профессиональные навыки и даже опыт.

Эмоциональная вовлечённость в межличностном общении

Эмоциональная вовлечённость — это эмоциональное состояние людей в межличностном взаимодействии, основанное на искреннем отношении друг к другу и доверии. Выражается в сопереживании, готовности проявить заботу, оказать поддержку. В психологическом консультировании является показателем того, насколько консультант «попадает» в переживания собеседника., насколько естественно переживает ему. Тем не менее, не следует чрезмерно погружаться в жизнь человека. Эмоционально можно реагировать на те аспекты жизни, которые клиент готов обсуждать с консультантом. Важно знать свои ограничения и не переходить эту грань. Излишества никогда не идут на пользу.

Эмоции человека в межличностном общении имеют больший вес, чем слова. Это то, чего невозможно высказать. Эмоциональное состояние оказывает сильное влияние на наши решения, при этом слабо поддаётся контролю. Именно оно в большей мере определяет наши поступки в долгосрочной перспективе. Без соответствующего эмоционального настроя наши намерения не имеют силы. Обычно человек определяет настроение как «хорошее» и «плохое». Бывает, что не чувствует ничего. Стремление игнорировать эмоции обходится дорого. Эмоциональная вовлечённость консультанта является основой межличностных отношений, формирует обоюдное доверие.

Эмоциональная «сдержанность» характерна для повседневного общения, которое не предусматривает искренней эмоциональности. При межличностном общении устанавливается определённая связь. Это не потакание прихотям, а ответственное отношение. Психолог может чувствовать опасность для клиента и предупреждать об угрозе в строгой форме, проявляя заботу. Ответственность проявляется через эмоции. Мы переживаем за человека, значит мы в состоянии помочь ему и это зависит от нас.

Эмоции человека в консультировании

Обычно обращаются к психологу не столько из-за самих проблем, сколько из-за эмоционального дискомфорта, который сопровождает их. Отличительной особенностью консультативного общения является его эмоциональность. Встревоженность, беспокойство, эмоциональная напряжённость клиента в консультировании естественна. Высокий уровень доверия к консультанту позволяет человеку проявлять различные эмоции.

Во время беседы консультант постоянно определяет эмоциональное состояние собеседника по невербальным реакциям (поза, мимика, жесты, интонации и модуляции голоса). Эмоции человека могут быть темой для обсуждения. Консультант обращает внимание клиента на его эмоции, а также обучает его самостоятельно определять своё эмоциональное состояние. Соответствие или несоответствие того, что говорит человек с его реакцией свидетельствует о неустойчивой позиции, о страхе, о двойственном отношении. Это подсказка: на что следует обратить внимание.

«Создавать обоюдное доверие — значит создавать терапевтический климат, способствующий обсуждению значимых проблем. Это обязанность консультанта» (Римантас Кочунас). Эмоциональная вовлечённость повышает взаимопонимание собеседников и помогает проявить сопереживание. Эмпатия — это способность почувствовать то, что чувствует другой человек. Именно почувствовать самому. Не понять,не догадаться, а почувствовать. В таком случае возникает сопереживание, которое знакомо при общении с близкими людьми. Психолог-консультант проявляет эмпатию профессионально.

Эмоции человека важны в межличностном общении. Если рядом находится человек, который переживает так же, как и Вы, это даёт мощную поддержку. В некоторых случаях, такой поддержки оказывается достаточно, чтобы часть проблем перестала существовать.

В начале консультации и по её завершении консультант обращает внимание консультируемого на его эмоциональное состояние, просит проговорить его. Например: «Что сейчас Вы чувствуете?», «Какое у Вас эмоциональное состояние (настроение)?» … Это один из важных показателей эффективности консультативного контакта. Привычка отслеживать свои эмоциональные реакции может сослужить добрую службу в различных жизненных обстоятельствах.

Например: противостоять манипулятивным техникам. Их целью является: вызвать состояние замешательства, спровоцировать страх, вину, обиду, стыд… Эмоциональная вовлечённость при манипулировании будет односторонней. Эмоции человека являются ловушкой, при этом манипулятор остаётся безучастным и эмоционально холодным. Отслеживание эмоционального состояния во время общения помогает адекватно реагировать на ситуацию и эффективно действовать.

эмоциональная вовлечённость и обоюдное доверие
Рисунок Лилии Королёвой

Эмоциональная боль. Как стабилизировать эмоциональное состояние человека

Повседневная деятельность не располагает к проявлению чувств, соответственно затруднено развитие эмоциональной сферы. Если человека спросить — что он чувствует? — то он не сразу сможет ответить на этот вопрос и начнёт говорить о том, что он думает по этому поводу. Страх потерять контроль над собой блокирует любые переживания.

Считается, что проявление эмоций — это признак слабости. Блокируя эмоции человек перестаёт переживать их, копится эмоциональное напряжение требующее «разрядки». Возможно человек не готов «выдержать» собственные эмоции, и поэтому зажат. У многих людей присутствует травматический опыт переживаний. Заблокированные эмоции могут проявиться во время консультирования. Эмоциональная боль очень сильна, поэтому такие эмоции прячут и делают это неосознанно. Возникает, так называемое эмоциональное онемение.

В этом случае консультант должен стабилизировать эмоциональное состояние человека. Для этого у каждого психолога есть свои способы. В-первую очередь, важна готовность принять сильные эмоции, почувствовать их и поддержать собеседника. Например: «Я понимаю, как Вам сейчас тяжело», «Хорошо, что Вы искренне проявляете свои чувства». Помогают стабилизировать эмоциональное состояние дыхательные упражнения. Конфиденциальность взаимодействия с психологом снижает тревогу в выражении эмоций.

Нет смысла избегать эмоциональных переживаний фразами: «всё будет хорошо», «успокойтесь».Любые эмоции человека подлежат внимательному рассмотрению и сопереживанию. Обоюдное доверие является мощной поддержкой, чтобы стабилизировать эмоциональное состояние человека. Во время консультации создаются условия для широкого диапазона переживаний. Консультант профессионально подготовлен к проявлению любых эмоций. Начинать можно с менее интенсивных и постепенно достичь полного самовыражения.

Практический вывод: эмоциональная вовлечённость, обоюдное доверие, эмоции человека

Человек обращается к психологу не столько из-за сами проблем, сколько из-за эмоционального дискомфорта, который сопровождает их. Консультант обращает внимание клиента на его эмоции, а также обучает самостоятельно определять своё эмоциональное состояние. Эмоциональная вовлечённость — это эмоциональное состояние людей в межличностном взаимодействии, основанное на искреннем отношении друг к другу и доверии. Во время консультации специалист создаёт условия для широкого диапазона переживаний. Эмоции человека важны в межличностном общении. Обоюдное доверие является мощной поддержкой, чтобы стабилизировать эмоциональное состояние человека.

С уважением, Дмитрий Черненко