Работа с эмоциональным состоянием

Настроение человека характеризуется небольшой интенсивностью. Сохраняется длительное время, образуя эмоциональный фон жизни человека. Работа с эмоциональным состоянием — важная процедура в психологическом консультировании. Обычно обращаются к психологу не столько из-за самих проблем, сколько из-за эмоционального дискомфорта, который сопровождает их.

Эмоциональный фон оказывает сильное влияние на наши решения, при эом слабо поддаётся контролю. Обычно человек определяет настроение как «хорошее» и «плохое». Бывает, что не чувствует ничего. Стремление игнорировать эмоции обходится дорого.

Работа с эмоциональным состоянием в консультировании

Во время беседы консультант постоянно определяет эмоциональное состояние собеседника по невербальным реакциям (поза, мимика, жесты, интонации и модуляции голоса). Эмоциональные реакции могут быть темой для обсуждения. Консультант обращает внимание клиента на его эмоции, а также обучает его самостоятельно определять своё эмоциональное состояние. Соответствие или несоответствие того, что говорит человек с его реакцией свидетельствует о неустойчивой позиции, о страхе, о двойственном отношении. Это подсказка — с чем надо работать.

Работа с эмоциональным состоянием повышает уровень доверия собеседников и помогает проявить сопереживание. Эмпатия — это способность почувствовать то, что чувствует другой человек. Именно почувствовать самому. Не понять,не догадаться, а почувствовать. В таком случае возникает сопереживание, которое знакомо при общении с близкими людьми. Психолог-консультант проявляет эмпатию профессионально.

Если рядом находится человек, который переживает так же, как и Вы, это даёт мощную поддержку. В некоторых случаях, поддержки оказывается достаточно, чтобы часть проблем перестала существовать.

В начале консультации и по её завершении консультант обращает внимание консультируемого на его эмоциональное состояние, просит проговорить его. Это один из важных показателей эффективности консультативного контакта. Привычка отслеживать свои эмоциональные реакции может сослужить добрую службу в различных жизненных обстоятельствах.

работа с эмоциональным состоянием

Если трудно разобраться в своих чувствах

Повседневная деятельность не располагает к проявлению чувств, соответственно затруднено развитие эмоциональной сферы. Если человека спросить — что он чувствует? — то он не сразу сможет ответить на этот вопрос и начнёт говорить о том, что он думает по этому поводу. Страх потерять контроль над собой блокирует любые переживания.

Считается, что проявление эмоций — это признак слабости. Блокируя эмоции человек перестаёт переживать их: работа с эмоциональным состоянием затрудняется. Возможно человек не готов «выдержать» собственные эмоции, и поэтому зажат. У многих людей присутствует травматический опыт переживаний и проявление заблокированных эмоций во время консультирования может быть болезненным. Поэтому такие эмоции прячут и делают это неосознанно.

Во время консультации создаются условия для широкого диапазона переживаний. Консультант профессионально подготовлен к проявлению любых эмоций. Начинать можно с менее интенсивных и постепенно достичь полного самовыражения.

Практический вывод.

Человек обращается к психологу не столько из-за сами проблем, сколько из-за эмоционального дискомфорта, который сопровождает их. Консультант обращает внимание клиента на его эмоции, а также обучает самостоятельно определять своё эмоциональное состояние. Работа с эмоциональным состоянием повышает уровень доверия собеседников и помогает проявить сопереживание. Во время консультации специалист создаёт условия для широкого диапазона переживаний.

С уважением, Дмитрий Черненко