Психика человека настолько сложна для изучения, что ни одно направление практической психологии не может дать полное описание этому явлению. Психологические теории не могут быть универсальными для любого человека и подвергаются постоянным изменениям с течением времени. При оказании психологической помощи консультанты избегают шаблонов и стереотипов, используя индивидуальный подход. Карл Густав Юнг выразил это так: «Каждый новый случай для меня — почти новая теория». Специфическим видом консультирования является психологическое консультирование онлайн, которое проводится с использованием средств связи для удалённого общения.
Консультативная беседа имеет определённую структуру и цель. Обрыв связи или некоторое снижение её качества при дистанционном консультировании встречается всё реже и реже. Тем не менее, в самом начале следует обсудить с собеседником, как действовать в таком случае. Диалог происходит в несколько этапов. Одна консультация длится один час (60 минут). За это время можно решить ограниченное число задач. Каждый этап беседы имеет определённый для него отрезок времени.
Основные этапы консультативной беседы:
- Установление консультативного контакта. Начало беседы, знакомство, установление доверительных отношений.
- Определение проблем. Консультант обсуждает с клиентом его запрос. Достигается одинаковое понимание проблем с учётом эмоциональных аспектов. На этом этапе становится понятно, как достичь желаемого результата.
- Решение проблем. Консультативное взаимодействие помогает клиенту выработать альтернативные решения и увидеть новые возможности. Человек самостоятельно примет верное решение. Консультант создаёт для этого условия и не даёт конкретных советов.
- Завершение. Подведение итогов: обобщение и закрепление результатов беседы, оценка эмоционального состояния.
Обстановка консультирования определяется условиями, в которых находятся собеседники. Важно заранее позаботиться о том, чтобы ничего не отвлекало. В это время желательно быть в удобном помещении, проверить надёжность связи. нежелательно находиться на рабочем месте или в транспорте. При сильных эмоциональных переживаниях важно оставаться на связи с консультантом.
Консультативная беседе осуществляется при помощи слов и выглядит как разговор двух человек. Но при всей важности вербального (при помощи слов) общения, главное — это особенные отношения собеседников. Психологическое консультирование онлайн является видом психологической помощи клиенту, которая оказывается посредством дистанционного общения и основана на доверительном отношении психолога-консультанта и клиента (консультативный контакт).
Консультативный контакт и основные принципы консультирования
Психологический контакт — это доверие. Хотя внешне консультативная беседа и напоминает дружеское общение, тем не менее имеет существенные отличия, которые не заметны непрофессионалу. Доверительный контакт целенаправленно создаётся психологом-консультантом. Такие отношения помогают человеку быть самим собой, проявлять свои естественные реакции, отреагировать эмоциональные переживания, открыто обсуждать проблемы личного характера. Подробнее см ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВОВЛЕЧЁННОСТЬ И ОБОЮДНОЕ ДОВЕРИЕ.
Консультативный контакт основан на искренности консультанта, на его безусловном уважении собеседника (принятие), на понимании его эмоционального состояния и сопереживании (эмпатия). Такие отношения являются необходимым и даже достаточным условием для личностных изменений. Личность консультанта является главным инструментом психологического взаимодействия. Владение специальными навыками при подготовке консультанта является вторичным.
Консультативный контакт — это уникальный процесс взаимодействия, во время которого один человек помогает другому использовать свои индивидуальные возможности для достижения личных целей. Для этого важно применять основные принципы консультирования.
Основные принципы консультирования
Я выделил пять принципов, которые помогают поддерживать консультативный контакт: пунктуальность, самокритичность, уважение, целеустремлённость, конфиденциальность. Подробнее УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. Выполнение этих принципов консультантом способствует установлению доверительных отношений, а собеседник постепенно начинает тоже придерживаться правил эффективного взаимодействия.
Пунктуальность обеспечивает возможность общения. Самокритичность консультанта позволяет не поддаваться стереотипному восприятию собеседника, а учитывать его индивидуальные особенности. Уважительное отношение выявляет достоинства, свойственные человеку, способствует самовыражению, на основе естественных желаний формулировать цели. Цель консультанта — привести личные цели человека в соответствие с желанием их достигать. Это делает человека целеустремлённым. Психолог помогает реализовать свойственные человеку желания, на их основе определить и сформулировать личную цель. Неоспоримым этическим принципом является конфиденциальность — целесообразный обмен информацией, который не допускает распространение сведений о человеке за рамками консультативного взаимодействия.
Соблюдение этих принципов развивает навыки, которые помогают достигать целей общения как в консультировании, так и в профессиональной сфере и повседневной жизни. Последовательное их освоение даёт максимальный эффект в долгосрочной перспективе, меняя восприятие мира. Целенаправленность общения упорядочивает контакты с другими людьми и развивает как вербальный, так и невербальный способ общения. Навыки эффективного общения называются так же как и основные принципы консультирования. НАВЫКИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ
Обстановка консультирования в дистанционном формате не вызывает дискомфорта и обладает двумя важными преимуществами: доступность и анонимность. Первые телефонные службы создавались для сохранения анонимности обратившегося.
Краткосрочное и долгосрочное психологическое консультирование онлайн
Краткосрочное психологическое консультирование направлено на решение проблем, а долгосрочное — на развитие личности. В первом случает человек желает избавиться от дискомфорта проблемных ситуаций. Решение проблемы снижает дискомфорт, а вместе с ним и потребность в психологической помощи. К числу проблем имеющих психологическую основу можно отнести любые «житейские» проблемы, эмоциональный дискомфорт, сложности в отношениях, материальные трудности и так далее.
Во втором случае человек имеет потребность в самореализации. Он мотивирован не желанием избавиться от проблем, а стремлением достижения личной цели. Эта потребность может ослабляться и усиливаться, что сказывается на интенсивности психологической работы. Регулярность долгосрочного взаимодействия важнее, чем кратковременные прорывы. Последовательное движение к цели создаёт такие личностные изменения, к которым человек и его окружение адаптируются безболезненно.
Краткосрочное и долгосрочное психологическое консультирование определяется потребностями клиента в психологической помощи. Длительность консультативного взаимодействия может составлять от одной сессии до нескольких лет. Психолог-консультант не навязывает свои услуги и ориентируется на запрос. Исходя из запроса формулируется цель и задачи консультирования.
Важно ориентироваться на ближайшие цели. Они дают определённость и быстрый результат. Успехи вдохновляют браться за более сложные дела. Дальние цели менее конкретны. Каждая консультация приводит к небольшому результату, который клиент может использовать сразу после консультации. Долгосрочное консультирование складывается из множества краткосрочных. Обретая уверенность в себе, человек начинает строить свою жизнь исходя из своих естественных желаний. Подробнее ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ
Психолог-консультант готов к неопределённости при длительном консультативном взаимодействии. Клиент же нуждается в подбадривании (поддержке) так как он не знает, когда появится результат. Важным аспектом консультирования является формирование у клиента ответственного отношения к жизни. Ответственный человек способен справиться с жизненными трудностями самостоятельно. Он знает, чего хочет, адекватно оценивает свои возможности и способен устанавливать эффективные отношения с окружающими.
Психологическое консультирование онлайн: практический вывод
Психологическое консультирование онлайн является видом психологической помощи клиенту, которая оказывается посредством дистанционного общения и основана на доверительном отношении психолога-консультанта и клиента (консультативный контакт). Консультативная беседа имеет определённую структуру и цель. Консультативный контакт — это уникальный процесс взаимодействия, во время которого один человек помогает другому использовать свои индивидуальные возможности для достижения личных целей. Для этого важно применять основные принципы консультирования. Краткосрочное и долгосрочное психологическое консультирование определяется потребностями клиента в психологической помощи. Исходя из запроса формулируется цель и задачи консультирования.
С Уважением, Дмитрий Черненко