Люди вступают в противоборство отстаивая свои интересы, взгляды и мнения. Конфронтация в диалоге может возникнуть из-за простого несогласия с утверждением оппонента или из-за более серьёзных противоречий. Если у собеседников нет желания услышать иную точку зрения, то общение не будет конструктивным.
Конфронтация в диалоге используется в качестве техники активного слушания, являясь одним из инструментов достижения цели беседы. Она может обратить внимание собеседника на противоречия в его высказываниях и поведении, показать несоответствие восприятия ситуации и реальности, выявить уклонение от достижения цели, более детально прояснить мнения.
Конфронтация часто воспринимается как обвинение, поэтому эту технику следует использовать тогда, когда сформировалось доверие между собеседниками. Человек готов к болезненному разговору, если понимает, что это делается из добрых намерений. Конфронтацию нельзя использовать в качестве критики. Если Вы видите, что позиция собеседника уязвима, но не знаете, что с этим делать, то лучше не говорить об этом.
Конфронтация в диалоге может использоваться для манипулирования. Вызвав чувство вины сформировать беспомощное состояние: собеседник начинает оправдываться — цель достигнута. Чтобы избежать этого используйте внешнее согласие с собеседником, тогда манипуляция не получится. Конструктивное обсуждение противоречий возможно только при уважительном отношении общающихся друг к другу.
Как обсуждать противоречия в суждениях собеседника
Чтобы конструктивно вступать в конфронтацию, следует принять точку зрения собеседника и на основании такого понимания выявлять и обсуждать противоречия в суждениях собеседника. Согласие с собеседником необходимо для того, чтобы:
Во-первых, признать за человеком право иметь любое мнение по любому вопросу. Его мнение может соответствовать или не соответствовать Вашему, в деталях или полностью противоречить ему. Оно может быть адекватным, а может быть лишено здравого смысла. Главное — признать: человек имеет право на своё мнение.
Во-вторых, принять тот факт, что руководствуясь своим мнением, человек обеспечивает свою жизнеспособность. Его представления о мире формировались не за один день, и разрушать их бесцельно не нужно. Даже ошибочные представления о мире обеспечивают адаптацию. Не факт, что «правильные» представления будут жизнеспособны. Можно разрушить старое мировосприятие, но что делать пока сформируется новое?
В-третьих, осознанно принимать решение — вступать или не вступать в конфронтацию. Если Вы оставляете за человеком право принимать решения и действовать в соответствии со своим мнением, то это его ответственность за то, что он будет делать. Если собираетесь переубеждать, то вмешиваетесь в его судьбу (цели); тогда Вы ответственны за действия по Вашим рекомендациям. Критика отличается от высказывания своего мнения тем, что, при критическом настрое, нет дела до последствий и души человеческой.
Согласие с собеседником и конфронтация в диалоге
Согласие с собеседником и конфронтация в диалоге дополняют друг друга, позволяя проявить искренность в отношениях. В принципе согласиться можно с чем угодно. Внешнее согласие не затрагивает Ваши убеждения и при этом Вы являетесь подлинным. Если у человека есть замечания по существу, то он их выскажет. Если это способ самоутвердиться, то данная затея не пройдёт.
Люди часто высказывают опасение, что если они согласятся с собеседником, то это произойдёт в ущерб их индивидуальности, появится зависимость от чужого мнения. Поэтому можно наблюдать, что общающиеся практически не слышат друг друга: каждый говорит о своём.
Можно согласиться с любым мнением человека. В его представлениях о мире всё происходит так, как он излагает. Для него это реальность. Поэтому можно проявить внешнее согласие искренне: «Да, я согласен, что Вы так воспринимаете мир».
Фразы, демонстрирующие внешнее согласие с собеседником
- «Да»
- «Согласен»
- «Несомненно»
- «Конечно»
- «Вы правы»
- «Здесь я с Вами соглашусь»
- «Убедительно»
- «Допустим»
- «Да, то, что Вы говорите, — очень убедительно»
- «Вы правы, с такой точкой зрения сложно не согласиться»
- «Ваше мнения для меня убедительно»
- «Ваша позиция убедительна»
- «Ваш ответ мне подходит»
- «Да, это правильно»
- «Принимаю Ваши слова во внимание»
Собеседники должны найти то, в чём они едины, прежде, чем перейдут к конфронтации. Можно проявить частичное согласие с собеседником: «Частично я согласен», «Я согласен, что данное событие имело место».
Конфронтация в диалоге руководителя и сотрудника, пример:
- Руководитель: «Вы согласны с тем, что опоздали?»
- Сотрудник: «Нет, это произошло по уважительной причине».
- Руководитель: «Вы пришли в 09:30, а начало совещания в 09:00. Согласны?» (руководитель предлагает согласиться с фактом, а не с его интерпретацией).
- Сотрудник: «Да, с эти я согласен, что пришёл не вовремя. Но я не специально.» (оправдывается)
- Руководитель: «Хорошо, что мы пришли к общему мнению» (подкрепляет согласие, готовит собеседника к конструктивному обсуждению). «Как Вы относитесь к этому?»
- Сотрудник: «Я считаю, что приходить нужно вовремя».
- Руководитель: «А что делать, если Вы очевидно задержитесь?»
- Сотрудник: «За день до совещания я могу предоставлять Вам все необходимые материалы. И если я буду опаздывать, что маловероятно, то буду звонить».
Практический вывод
Чтобы конструктивно вступать в конфронтацию, следует принять точку зрения собеседника и на основании такого понимания выявлять и обсуждать противоречия в суждениях собеседника. Согласие с собеседником и конфронтация в диалоге дополняют друг друга, позволяя проявлять искренность в отношениях. Конфронтация является одним из инструментов достижения цели беседы. Она может обратить внимание собеседника на противоречия в высказываниях и поведении, показать несоответствие восприятия ситуации и реальности, выявить уклонения от достижения цели, более детально прояснить мнение собеседника.
С уважением, Дмитрий Черненко.