Конфронтация в диалоге

Люди вступают в противоборство отстаивая свои интересы, взгляды и мнения. Конфронтация в диалоге может возникнуть из-за простого несогласия с утверждением оппонента или из-за более серьёзных противоречий. Если у собеседников нет желания услышать иную точку зрения, то общение не будет конструктивным.

Конфронтация в диалоге используется в качестве техники активного слушания, являясь одним из инструментов достижения цели беседы. Она может обратить внимание собеседника на противоречия в его высказываниях и поведении, показать несоответствие восприятия ситуации и реальности, выявить уклонение от достижения цели, более детально прояснить мнения.

Конфронтация часто воспринимается как обвинение, поэтому эту технику следует использовать тогда, когда сформировалось доверие между собеседниками. Человек готов к болезненному разговору, если понимает, что это делается из добрых намерений. Конфронтацию нельзя использовать в качестве критики. Если Вы видите, что позиция собеседника уязвима, но не знаете, что с этим делать, то лучше не говорить об этом.

Конфронтация в диалоге может использоваться для манипулирования. Вызвав чувство вины сформировать беспомощное состояние: собеседник начинает оправдываться — цель достигнута. Чтобы избежать этого используйте внешнее согласие с собеседником, тогда манипуляция не получится. Конструктивное обсуждение противоречий возможно только при уважительном отношении общающихся друг к другу.

Как обсуждать противоречия в суждениях собеседника

Чтобы конструктивно вступать в конфронтацию, следует принять точку зрения собеседника и на основании такого понимания выявлять и обсуждать противоречия в суждениях собеседника. Согласие с собеседником необходимо для того, чтобы:

Во-первых, признать за человеком право иметь любое мнение по любому вопросу. Его мнение может соответствовать или не соответствовать Вашему, в деталях или полностью противоречить ему. Оно может быть адекватным, а может быть лишено здравого смысла. Главное — признать: человек имеет право на своё мнение.

Во-вторых, принять тот факт, что руководствуясь своим мнением, человек обеспечивает свою жизнеспособность. Его представления о мире формировались не за один день, и разрушать их бесцельно не нужно. Даже ошибочные представления о мире обеспечивают адаптацию. Не факт, что «правильные» представления будут жизнеспособны. Можно разрушить старое мировосприятие, но что делать пока сформируется новое?

В-третьих, осознанно принимать решение — вступать или не вступать в конфронтацию. Если Вы оставляете за человеком право принимать решения и действовать в соответствии со своим мнением, то это его ответственность за то, что он будет делать. Если собираетесь переубеждать, то вмешиваетесь в его судьбу (цели); тогда Вы ответственны за действия по Вашим рекомендациям. Критика отличается от высказывания своего мнения тем, что, при критическом настрое, нет дела до последствий и души человеческой.

конфронтация в диалоге
Изображение Лилии Королёвой

Согласие с собеседником и конфронтация в диалоге

Согласие с собеседником и конфронтация в диалоге дополняют друг друга, позволяя проявить искренность в отношениях. В принципе согласиться можно с чем угодно. Внешнее согласие не затрагивает Ваши убеждения и при этом Вы являетесь подлинным. Если у человека есть замечания по существу, то он их выскажет. Если это способ самоутвердиться, то данная затея не пройдёт.

Люди часто высказывают опасение, что если они согласятся с собеседником, то это произойдёт в ущерб их индивидуальности, появится зависимость от чужого мнения. Поэтому можно наблюдать, что общающиеся практически не слышат друг друга: каждый говорит о своём.

Можно согласиться с любым мнением человека. В его представлениях о мире всё происходит так, как он излагает. Для него это реальность. Поэтому можно проявить внешнее согласие искренне: «Да, я согласен, что Вы так воспринимаете мир».

Фразы, демонстрирующие внешнее согласие с собеседником

  • «Да»
  • «Согласен»
  • «Несомненно»
  • «Конечно»
  • «Вы правы»
  • «Здесь я с Вами соглашусь»
  • «Убедительно»
  • «Допустим»
  • «Да, то, что Вы говорите, — очень убедительно»
  • «Вы правы, с такой точкой зрения сложно не согласиться»
  • «Ваше мнения для меня убедительно»
  • «Ваша позиция убедительна»
  • «Ваш ответ мне подходит»
  • «Да, это правильно»
  • «Принимаю Ваши слова во внимание»

Собеседники должны найти то, в чём они едины, прежде, чем перейдут к конфронтации. Можно проявить частичное согласие с собеседником: «Частично я согласен», «Я согласен, что данное событие имело место».

Конфронтация в диалоге руководителя и сотрудника, пример:

  • Руководитель: «Вы согласны с тем, что опоздали?»
  • Сотрудник: «Нет, это произошло по уважительной причине».
  • Руководитель: «Вы пришли в 09:30, а начало совещания в 09:00. Согласны?» (руководитель предлагает согласиться с фактом, а не с его интерпретацией).
  • Сотрудник: «Да, с эти я согласен, что пришёл не вовремя. Но я не специально.» (оправдывается)
  • Руководитель: «Хорошо, что мы пришли к общему мнению» (подкрепляет согласие, готовит собеседника к конструктивному обсуждению). «Как Вы относитесь к этому?»
  • Сотрудник: «Я считаю, что приходить нужно вовремя».
  • Руководитель: «А что делать, если Вы очевидно задержитесь?»
  • Сотрудник: «За день до совещания я могу предоставлять Вам все необходимые материалы. И если я буду опаздывать, что маловероятно, то буду звонить».

Практический вывод

Чтобы конструктивно вступать в конфронтацию, следует принять точку зрения собеседника и на основании такого понимания выявлять и обсуждать противоречия в суждениях собеседника. Согласие с собеседником и конфронтация в диалоге дополняют друг друга, позволяя проявлять искренность в отношениях. Конфронтация является одним из инструментов достижения цели беседы. Она может обратить внимание собеседника на противоречия в высказываниях и поведении, показать несоответствие восприятия ситуации и реальности, выявить уклонения от достижения цели, более детально прояснить мнение собеседника.

С уважением, Дмитрий Черненко.