Эмоциональное напряжение в общении возникает достаточно часто, мало зависит от опыта и связано с различными причинами. Учитывая их, можно выбирать адекватный способ ведения диалога.
Во-первых, разговор собеседников налаживается не сразу и требует некоторого «притирания» друг к другу. Зная способы установления психологического контакта можно быстро вступать в диалог даже с незнакомыми людьми.
Во-вторых, «высокие ставки». Значимость разговора тем выше, чем весомее его результат. Высоконапряжёнными, как правило, бывают переговоры, экзамены, собеседования. Если вы хорошо разбираетесь в процедурах принятия решения в этих ситуациях, то общение будет эффективным.
В-третьих, различия личностей и мировоззрения партнёров по общению являются источниками непонимания и разногласий. Обратите внимание на Ваши особенности, которые мешают взаимодействию.
В четвёртых, самые большие трудности в общении доставляет агрессивный, нетрезвый и манипулирующий собеседник. Такой контакт лучше прерывать как можно быстрее.
В-пятых, «навязанное общение». Не поддерживать разговор «из вежливости».
Эмоциональное напряжение в общении — это дискомфорт при взаимодействии с другими людьми как эмоциональная реакция на общение, которое не соответствует ожиданиям. Не стоит рассматривать мобилизующее напряжение только в негативном свете: ориентируясь на него, мы можем корректировать своё поведение и поддерживать эффективное взаимодействие. Причиной напряжения является не избыточность эмоций, а невозможность их выразить и направить на конструктивную деятельность.
Профессиональная деятельность, которая связанна с непосредственным общением, требует умение создавать позитивный настрой, иметь устойчивость к «эмоциональному выгоранию» и «крепкие нервы». Из-за недостатка этих качеств желающих работать в контакте с клиентами очень мало. Бывает, что работники сфер торговли и обслуживания, «защищая» свою психику от перенапряжения, проявляют равнодушие и агрессивность.
Общение помогает нам лучше познать себя
К любому разговору следует готовиться и понимать цель и задачи, которые он решает. Кроме того важно знать свои сильные и слабые стороны в общении, обладать навыками установления и поддержания психологического контакта. Делайте акцент не на снятии эмоционального напряжения, а на умении целенаправленно вести диалог, структурировать беседу.
Эмоциональное напряжение вызывано тем, что общение открывает нам факты не соответствующие нашему представлению о себе. Чем меньше мы знаем себя, тем меньше понимаем других людей и чувствуем дискомфорт в общении с ними. «Праздный разговор» не даёт глубокого понимания себя, а напрягать себя серьёзным диалогом сможет не каждый. Однако это напряжение мобилизует и помогает нам обратиться к себе и осознать незнакомые стороны своей личности. Чем лучше мы узнаём себя, тем глубже строим отношения с окружающими, которые помогают полнее познать себя и раскрыть свои возможности.
Заняв оборонительно-агрессивную позицию во взаимодействии с другими людьми, человек защищается от осознания того, что он о себе мало знает. Для некоторых это настолько страшно, что они начинают «атаку» заранее, едва почувствовав угрозу разрушения своих стереотипов.
Эмоциональное напряжение в общении, как правило, вызвано ограничениями самовыражения. Если эмоции и чувства не находят конструктивного применения, то они создают эмоциональный дискомфорт, который характеризуется пониженным настроением, ощущением беспомощности, неспособности достичь цели.
Если Вы любое общение рассматриваете через призму цели, Тогда Вы сможете вести диалог с учётом своих интересов. При этом несомненно повышаете его результативность, игнорируете бесполезное общение, которое «съедает» Ваше время. Можно разобраться, что общение не учитывает Ваши интересы, а целесообразность его сомнительна. Целеустремлённый разговор несомненно защитит от манипуляции.
Вербальные (словесные) техники: Как регулировать эмоциональное напряжение в общении?
Кроме того можно осознанно регулировать степень эмоциональности диалога при помощи простых приёмов. Их легко освоить и начать использовать на практике.
Техники снижающие эмоциональное напряжение в общении
- Обращаться к человеку по имени. «Уважаемый, Иван Иванович», «Надя, я рассмотрел Ваше заявление».
- Подчёркивание общности. «Я такой же как и Вы», «Мы вместе занимаемся общим делом», «Оказывается мы однофамильцы (одногодки, одноклассники, земляки и так далее)».
- Выслушивание мнения собеседника, предоставлять ему возможность высказаться. «Как по Вашему мнению следует поступить?», «Я Вас внимательно слушаю», «Да, я Вас понял».
- Отмечать достоинства собеседника. «Я слышал, что Вы успешно завершили свой проект», «Вы великолепны!»
- Признание своей неправоты (своих ошибок). «Я не учёл возможные риски», «Согласен, я не с того начал», «Надо было сделать по-твоему».
Техники повышающие эмоциональное напряжение в общении
- Путать имя, не называть по имени, анонимность способствует проявлению агрессии. «Ах простите, всё время забываю, как Вас зовут?», «Эй! Я к Вам обращаюсь».
- Подчёркивание различий. «Очевидно мы из разных слоёв общества», «У меня больше опыта, чем у Вас».
- Игнорировать мнение собеседника, не давать ему высказаться. «Я Вас выслушал, теперь я буду говорить», «Не важно, что Вы думаете по этому вопросу», «Дайте мне сказать в конце концов».
- Отмечать недостатки собеседника. «Вы недостаточно компетентны», «Такую обувь как у Вас носили в прошлом веке».
- Отрицание или избегание признания своей неправоты (своих ошибок). «Я не виноват, это произошло без моего участия», «Вы мне хотите приписать то, чего я не совершал».
Запишите несколько своих примеров и начинайте использовать их прямо сегодня. Не всегда целесообразно снижать напряжение или намеренно его повышать. Если Вы умеете пользоваться этими техниками, то это способствует достижению позитивного результата в беседе.
Практический вывод
Именно общение с другими людьми помогает раскрыть неизвестные ранее стороны своей личности и, как следствие, новые возможности. Эмоциональный дискомфорт способен, как создать трудности во взаимодействии с другими людьми, так и способствовать познанию самого себя. Целесообразно использовать вербальные техники, которые повышают или снижают эмоциональное напряжение в общении.