Эмоциональное напряжение в общении

Эмоциональное напряжение в общении возникает достаточно часто, мало зависит от опыта и связано с различными причинами. Учитывая их, можно выбирать адекватный способ ведения диалога.

Во-первых, разговор собеседников налаживается не сразу и требует некоторого «притирания» друг к другу. Зная способы установления психологического контакта можно быстро вступать в диалог даже с незнакомыми людьми.

Во-вторых, «высокие ставки». Значимость разговора тем выше, чем весомее его результат. Высоконапряжёнными, как правило, бывают переговоры, экзамены, собеседования. Если вы хорошо разбираетесь в процедурах принятия решения в этих ситуациях, то общение будет эффективным.

В-третьих, различия личностей и мировоззрения партнёров по общению являются источниками непонимания и разногласий. Обратите внимание на Ваши особенности, которые мешают взаимодействию.

В четвёртых, самые большие трудности в общении доставляет агрессивный, нетрезвый и манипулирующий собеседник. Такой контакт лучше прерывать как можно быстрее.

В-пятых, «навязанное общение». Не поддерживать разговор «из вежливости».

Эмоциональное напряжение в общении это дискомфорт при взаимодействии с другими людьми как эмоциональная реакция на общение, которое не соответствует ожиданиям. Не стоит рассматривать мобилизующее напряжение только в негативном свете: ориентируясь на него, мы можем корректировать своё поведение и поддерживать эффективное взаимодействие. Причиной напряжения является не избыточность эмоций, а невозможность их выразить и направить на конструктивную деятельность.

Профессиональная деятельность, которая связанна с непосредственным общением, требует умение создавать позитивный настрой, иметь устойчивость к «эмоциональному выгоранию» и «крепкие нервы». Из-за недостатка этих качеств желающих работать в контакте с клиентами очень мало. Бывает, что работники сфер торговли и обслуживания, «защищая» свою психику от перенапряжения, проявляют равнодушие и агрессивность.

Общение помогает нам лучше познать себя

К любому разговору следует готовиться и понимать цель и задачи, которые он решает. Кроме того важно знать свои сильные и слабые стороны в общении, обладать навыками установления и поддержания психологического контакта. Делайте акцент не на снятии эмоционального напряжения, а на умении целенаправленно вести диалог, структурировать беседу.

Эмоциональное напряжение вызывано тем, что общение открывает нам факты не соответствующие нашему представлению о себе. Чем меньше мы знаем себя, тем меньше понимаем других людей и чувствуем дискомфорт в общении с ними. «Праздный разговор» не даёт глубокого понимания себя, а напрягать себя серьёзным диалогом сможет не каждый. Однако это напряжение мобилизует и помогает нам обратиться к себе и осознать незнакомые стороны своей личности. Чем лучше мы узнаём себя, тем глубже строим отношения с окружающими, которые помогают полнее познать себя и раскрыть свои возможности.

Заняв оборонительно-агрессивную позицию во взаимодействии с другими людьми, человек защищается от осознания того, что он о себе мало знает. Для некоторых это настолько страшно, что они начинают «атаку» заранее, едва почувствовав угрозу разрушения своих стереотипов.

Эмоциональное напряжение в общении, как правило, вызвано ограничениями самовыражения. Если эмоции и чувства не находят конструктивного применения, то они создают эмоциональный дискомфорт, который характеризуется пониженным настроением, ощущением беспомощности, неспособности достичь цели.

эмоциональное напряжение в общении

Если Вы любое общение рассматриваете через призму цели, Тогда Вы сможете вести диалог с учётом своих интересов. При этом несомненно повышаете его результативность, игнорируете бесполезное общение, которое «съедает» Ваше время. Можно разобраться, что общение не учитывает Ваши интересы, а целесообразность его сомнительна. Целеустремлённый разговор несомненно защитит от манипуляции.

Вербальные (словесные) техники: Как регулировать эмоциональное напряжение в общении?

Кроме того можно осознанно регулировать степень эмоциональности диалога при помощи простых приёмов. Их легко освоить и начать использовать на практике.

Техники снижающие эмоциональное напряжение в общении

  1. Обращаться к человеку по имени. «Уважаемый, Иван Иванович», «Надя, я рассмотрел Ваше заявление».
  2. Подчёркивание общности. «Я такой же как и Вы», «Мы вместе занимаемся общим делом», «Оказывается мы однофамильцы (одногодки, одноклассники, земляки и так далее)».
  3. Выслушивание мнения собеседника, предоставлять ему возможность высказаться. «Как по Вашему мнению следует поступить?», «Я Вас внимательно слушаю», «Да, я Вас понял».
  4. Отмечать достоинства собеседника. «Я слышал, что Вы успешно завершили свой проект», «Вы великолепны!»
  5. Признание своей неправоты (своих ошибок). «Я не учёл возможные риски», «Согласен, я не с того начал», «Надо было сделать по-твоему».

Техники повышающие эмоциональное напряжение в общении

  1. Путать имя, не называть по имени, анонимность способствует проявлению агрессии. «Ах простите, всё время забываю, как Вас зовут?», «Эй! Я к Вам обращаюсь».
  2. Подчёркивание различий. «Очевидно мы из разных слоёв общества», «У меня больше опыта, чем у Вас».
  3. Игнорировать мнение собеседника, не давать ему высказаться. «Я Вас выслушал, теперь я буду говорить», «Не важно, что Вы думаете по этому вопросу», «Дайте мне сказать в конце концов».
  4. Отмечать недостатки собеседника. «Вы недостаточно компетентны», «Такую обувь как у Вас носили в прошлом веке».
  5. Отрицание или избегание признания своей неправоты (своих ошибок). «Я не виноват, это произошло без моего участия», «Вы мне хотите приписать то, чего я не совершал».

Запишите несколько своих примеров и начинайте использовать их прямо сегодня. Не всегда целесообразно снижать напряжение или намеренно его повышать. Если Вы умеете пользоваться этими техниками, то это способствует достижению позитивного результата в беседе.

Практический вывод

Именно общение с другими людьми помогает раскрыть неизвестные ранее стороны своей личности и, как следствие, новые возможности. Эмоциональный дискомфорт способен, как создать трудности во взаимодействии с другими людьми, так и способствовать познанию самого себя. Целесообразно использовать вербальные техники, которые повышают или снижают эмоциональное напряжение в общении.