Разногласия в споре

В любой деятельности разрешение спорных вопросов и отстаивание мнения партнёрами занимает достаточно времени, чтобы уделить этому внимание. Причин для возникновения противоречий много, а спор это один из способов отстаивания своего мнения во взаимодействии. Разногласия в споре возникают из-за того, что изначально вступив во взаимодействие (договорные отношения) Вы не достаточно усилий приложили для обсуждения общих целей и ответственности каждого за общий результат.

Важно понимать и быть готовым к тому, что в спорных вопросах часто приходят к компромиссу, когда каждая сторона готова пойти на уступки. Это решение никого в полной мере не устраивает, но с ним можно продолжать взаимодействие и двигаться к цели. Если одна из сторон ставит целью «продавить» свои интересы и не готова уступать, то при помощи спора противоречия не разрешить.

Если позиция партнёров конструктивная, то обе стороны готовы прийти к компромиссу при помощи спора. Разногласия проявляются не только по сути обсуждаемого вопроса, но и по форме. Спор — это тоже общение и нужно сделать его более эффективным. Аргументированно отстаивать своё мнение поможет ясное и одинаковое понимание всеми участниками предмета спора.

Разногласия в споре — словесное выражение противоречий между партнёрами по взаимодействию, которое представляется для обсуждения, чтобы разрешить эти противоречия.

Сформулируйте разногласия в споре

Взаимные претензии, как правило, возникают от того, что каждая сторона считает свой вклад более значимым. Однако этот вклад даёт меньший результат или вообще не будет никакого результата, если взаимодействие прекратится. Поэтому спорные вопросы следует решать с целью сохранения общего дела, не поддаваясь эгоистическим амбициям.

В том, что возникают разногласия в споре, нет ничего необычного. Относитесь к этому как к норме. Разногласия и являются предметом спора. Поэтому их необходимо прояснить перед спором и постоянно уточнять в течение разговора. Некоторые противоречия могут выявиться во время обсуждения. Нужно добиваться, чтобы все противоречия были записаны одинаково понятно всем участникам спора. Это лучше сделать до начала спора. Прежде, чем отстаивать мнение, нужно знать, в чём суть противоречий.

Сформулируйте противоречия. В начале спора предметом обсуждения может быть не то, что действительно волнует партнёров. Обозначить их; записать и постоянно уточнять список. Без записывания есть опасность забыть, не точно воспроизвести, не там сделать акцент. Важно достичь одинакового понимания по каждому пункту из списка разногласий. Только потом можно приступать к спору. Если список разногласий готов, то полдела сделано.

разногласия в споре
Изображение Лилии Королёвой

Эффективное отстаивание мнения

Непосредственно повлиять на точку зрения оппонента мы не можем, однако от нас зависит выполнение ряда действий, чтобы повлиять на исход договорённостей.

В споре, как правило, примается компромиссное решение, которое основано на взаимных уступках. Мы не лишены доли эгоизма и не всегда объективны в восприятии доводов оппонента. То же можно сказать о собеседнике. Поэтому кроме представленных в списке, возникают разногласия в споре по поводу эгоистической правоты. А спор превращается во взаимные обвинения, которые идут в контексте беседы и не всегда осознаются. Чувствуя правоту из-за самодовольства, мы воспринимаем любую уступку как поражение.

Оппоненты «тупо» отстаивают свою правоту, а не обсуждают разногласия в споре. Отстаивание мнения может использоваться для самоутверждения за счёт навязывания своей доминирующей позиции. Причём разногласия в этом случае являются только поводом. Это не приемлемо. Беседа может идти в конструктивном русле, но иногда «съезжать» в бессмысленные пререкания.

Для того, чтобы аргументированно разобраться в противоречиях, используёте принципы эффективного взаимодействия.

Во-первых, займите односторонне-ответственную позицию. Это позволит сэкономить время и сила, из-за разногласий «кто виноват?» Такая позиция поможет трезво оценить свои ошибки и быстрее подойти к компромиссному решению.

Во-вторых, отнеситесь критически к себе и позвольте высказаться собеседнику. Это снимет напряжение в беседе. Вы можете услышать претензии в отношении себя. На основании высказываний партнёра и собственных размышлений по поводу своих ошибок, можно чётко понять, что зависит от Вас. А раз это зависит от Вас, то Вы сможете разрешить разногласия в споре.

В-третьих, проявите уважение к собеседнику. Всегда можно найти положительные качества в любом человеке. Важно выразит искреннее уважение. Это вообще может стать решающим этапом в беседе. У оппонента нет поводов спорить с Вами.

В-четвёртых, решение принимается в пользу общего результата. К этому моменту ясны взаимные претензии, беседа избавлена от ненужной эмоциональности и напряжения. Обсудите разногласия в соответствии со списком и придите к общему решению. Взаимодействие прейдёт на качественно новый уровень, который максимально учитывает интересы каждого.

В-пятых, продемонстрируйте доверие к решению. В завершении беседы нужно подвести итог и получить согласие, что все противоречия устранены. Восстановлены доверительные отношения. Ситуация разрешилась.

Практический вывод

Взаимные претензии, как правило, возникают от того, что каждая сторона считает свой вклад более значимым. Разногласия в споре — словесное выражение противоречий между партнёрами по взаимодействию, которое представляется для обсуждения, чтобы разрешить эти противоречия. Отстаивание мнения может использоваться для самоутверждения за счёт навязывания своей доминирующей позиции. В завершении беседы нужно подвести итог и получить согласие, что все противоречия устранены.

С уважением, Дмитрий Черненко