Диалог — это самая распространённая форма общения, а в психологическом консультировании — главный способ взаимодействия. Прилагательное «эффективный» означает: приводящий к нужным результатам, действенный, полезный результат. Эффективный диалог предполагает достижение результатов беседы при равноправной позиции собеседников, с учётом взаимных интересов.
В психологическом консультировании практикуется определённое отношение к собеседнику, которое является основой эффективного общения. Каждый человек:
- Во-первых, является уникальной личностью и достоин уважения;
- Во-вторых, может быть ответственным за себя и за свою жизнь;
- В-третьих, способен выбирать личные цели и принимать решения.
Участники общения оказывают влияние друг на друга и меняются как личности. Эффективный диалог способствует самореализации. Человек ограничен собственным опытом и представлениями о своих возможностях. Опыт общения обогащает представление о себе и своих возможностях, способствует самопознанию и взаимодействию на основании нового опыта.
Творческие способности человека скрыты от осознания и проявляются при достижении цели. Иногда требуется проявить сверхусилия, чтобы достичь желаемого результата. Это может быть связано с преодолением эмоционального напряжения (кажущегося невозможным). Взаимодействие в диалоге даёт опыт проявления новых возможностей. Доверие собеседника к Вам способствует максимальному самовыражению. Если кто-то верит, что я могу чего-то достичь, то я сам начинаю в это верить и достигаю цели.
При эгоистическом подходе, напротив, не признаётся уникальность личности другого человека, подчёркивается неравное положение в общении и приоритет эгоистических устремлений. Достижение эгоистических целей происходит без учёта интересов собеседника, а то и вовсе в ущерб им. Эффективность общения на такой платформе достаточно низкая или вообще отсутствует.
Эффективный диалог: четыре стадии
Эффективный диалог имеет определённую структуру, это его отличает от бесцельного общения. Можно выделить четыре этапа: установление контакта, определение цели беседы, рабочая стадия и завершение.
Установление контакта. С этой стадии начинается разговор, её целью является установление обоюдного доверия. Начинайте с приветствия: оно всегда уместно и приемлемо. Далее собеседники проявляют максимальную искренность, эмпатию, используют техники активного слушания. Установление контакта не превышает пяти минут. Если больше, то дальнейшее общение , скорее всего, будет малорезультативным.
Определение цели беседы. Цель определяется не сразу и требует внимательного обсуждения до тех пор, пока она не будет понята одинаково. Пропуская эту стадию, собеседники обсуждают решения, а в конце диалога осознают, что зря потратили время, потому что изначально не прояснили цель беседы. В этом случае следует вернуться к установлению контакта.
Рабочая стадия. После определения цели можно приступать к её достижению. Обсуждаются различные альтернативы. Затем их оценивают, и выбирается оптимальный вариант, реализуя который собеседники достигают желаемого результата.
Завершение. В завершении обобщаются результаты беседы и подводятся итоги. Подчёркивается обоюдная польза принятого решения. Выход из контакта.
Цели общения
Цель беседы формируется из желаний участников. У Вашего собеседника есть намерение решить с Вами какой-то вопрос. Каждый должен открыто выразить своё намерение, озвучить возможные способы решения. Не всегда то, что говорится в первую очередь, является самым важным. Некоторые люди из осторожности (стеснительности, неграмотности, скромности) не сообщают свои истинные цели. Важно обсудить всё открыто в доверительной атмосфере. Если доверие не достигнуто, то обсуждать цели бессмысленно. Нужно возвращаться к стадии установления контакта.
Эффективный диалог помогает в достижении цели общения, поэтому её прояснение является ключевой задачей. Обсуждение желаний способствует определению цели диалога. Если человек смог сформулировать то, чего он хочет, значит наполовину достиг этого. Я часто спрашиваю: «Чего бы Вы хотели достичь, не взирая: есть ли для этого условия и возможности?» Если Вы понимаете чего хотите, то найдёте способ достичь этого.
Цели общения:
- Разрешение разногласий.
- Достижение договорённостей.
- Определение и утверждение способа взаимодействия.
- Информирование.
Цель беседы — ожидаемый результат достигаемый с учётом интересов собеседников в течение времени ограниченного беседой. Если в этот промежуток времени решить вопрос не получается, то можно выбрать промежуточный результат, достичь которого возможно в отведённое время.
В консультативной беседе я ставлю цель — создавать условия для успешной самореализации человека. Я заинтересован работать на Ваш успех: мой успех измеряется Вашими достижениями. Главная задача нашего взаимодействия — обучение и содействие достижению личных целей. Я постоянно держу в фокусе пожелания клиента, даже если они на первый взгляд кажутся фантастическими. Консультант умеет увидеть в собеседнике те стороны личности, которые мало известны самому человеку.
Практический вывод
Диалог — самая распространённая форма общения, которая имеет определённую структуру. Можно выделить четыре стадии: установление контакта, определение цели беседы, рабочая стадия и завершение. Эффективный диалог способствует достижению цели общения, поэтому её прояснение является ключевой задачей. Цель беседы — ожидаемый результат достигаемый с учётом интересов собеседников в течение времени ограниченного беседой. Опыт общения обогащает представление о себе, способствует самопознанию и взаимодействию на основании нового опыта.
С уважением, Дмитрий Черненко.