Дистанция в общении

Люди общаются находясь друг от друга на определённом расстоянии. Дистанция в общении выбирается исходя из индивидуальных предпочтений, отношений с собеседником и соответствует другим невербальным реакциям (интонации и модуляции голоса, мимика, жесты, поза, расположение).
В речи используются фразы, которые выражают отношения между людьми через дистанцию:

  • У нас близкие отношения.
  • Я с ним на короткой ноге.
  • Мы отдалились друг от друга.
  • От тебя до меня — долгая дорога.

Существуют нормы социальной дистанции, которые не позволяют переходить личные границы. Расстояние в общении связано с безопасностью для личности.

Пространство диалога

В нашей культуре принято извиняться, если мы нечаянно нарушили чьё-то личное пространство. Испытываем недовольство и возмущение, если пренебрегают нашими личными границами. Пространство диалога образуется, если мы допускаем кого-то в определённую зону контакта. Это характеризует то, насколько близкие отношения мы устанавливаем.

В соответствии с антропологическими исследованиями Эдварда Холла можно выделить четыре зоны в контактах людей:

  • Интимная (0-0,5 м);
  • Персональная (0,5-1,2 м);
  • Социальная (1,2-3,65 м);
  • Публичная (3,65 м и более).
дистанция в общении
Изображение Лилии Королёвой

Эти показатели достаточно условны и зависят от индивидуальных особенностей собеседников, культурных и этнических норм. Дистанция в диалоге чаще соответствует интимной и персональной зоне и может меняться: приближение, отдаление, сохранение дистанции.

У каждого собеседника есть своё личное пространство. Во время диалога собеседники пересекают личные границы друг друга. По тому, как собеседник располагается, на каком расстоянии ведёт беседу, можно судить о его отношении к Вам. Небрежность или аккуратность в сокращении дистанции; сочетание с расположением и позой; громкость голоса: усиливается при удалении и понижается при приближении; продолжительность контакта глаз.

Сокращение дистанции укрепляет психологический (эмоциональный) контакт, вызывает доверие. Информация на близком расстоянии воспринимается как более достоверная, чем на дальнем. Однако, сокращать дистанцию нужно постепенно, умеючи.

Оптимальная дистанция в общении

В межличностном общении большее значение приобретает невербальная информация: интонации, модуляции голоса, мимика и жесты, а также позы собеседников и расстояние между ними. Если слова передают больше содержание беседы, невербальная информация содержит контекст беседы и эмоции.

Собеседники могут переходить социальную дистанцию. Отношение собеседников друг к другу сильнее проявляется и имеет большее значение в межличностном контакте, чем в деловом общении. Расстояние усиливает или уменьшает влияние других невербальных и вербальных сообщений.

Оптимальная дистанция в общении должна создавать благоприятные условия в первую очередь для установления и поддержания психологического (эмоционального) контакта. Психологический контакт создаёт доверие, которое имеет особую важность в межличностных отношениях.

Оптимальная дистанция способствует установлению и поддержанию психологического контакта. Вы идёте на сближение с собеседником. Ели он отдаляется, показывая, что не желает подпускать Вас близко, то следует остановиться. Если реакция положительная, то можно ещё сократить расстояние. Заботьтесь о собеседнике и ориентируйтесь на него.

Можно научиться чувствовать дистанцию и использовать её для установления и поддержания контакта. Для этого ориентируйтесь на реакцию собеседника. Меняйте расстояние постепенно, чтобы собеседник успел привыкнуть. Уход от разговора часто выражается в отходе от собеседника, в увеличении дистанции.

Практический вывод

Дистанция в общении отражает индивидуальные предпочтения, отношения с собеседником и соответствует другим невербальным реакциям (интонации и модуляции голоса, мимика, жесты, поза, расположение). Расстояние в общении связано с безопасностью личности. Можно научиться чувствовать дистанцию и использовать её для установления и поддержания контакта с собеседником.

С уважением, Дмитрий Черненко.