Ассертивное поведение

При достижении цели мы довольно часто сталкиваемся с необоснованным противодействием со стороны окружающих. Особенно неприятно, когда это исходит от близких людей. Возникает желание переубедить или хотя бы убедить не мешать. Даже кажущаяся вполне взаимовыгодная ситуация может обернуться конфликтом. Ассертивность — это настойчивость в отстаивании себя, происходит от английского assertive — настойчивый, умеющий настоять на своём. Ассертивное поведение — это способ прекратить неэффективное общение. Не вообще прекратить отношения, а вывести их из деструктивного русла. Просто призывать к здравому смыслу часто оказывается бесполезным.

При манипулировании собеседник изначально считает Вас тем, с кем не стоит вести равноправный диалог. Это предубеждение позволяет ему разговаривать нагло, не считаясь с Вашими интересами. Отсутствие уважения к Вам и некритическое отношение к себе — это почва для произрастания эгоистических целей. В таком случае взаимодействие неэффективно.

Если Ваши целенаправленные действия подвергаются критике, то как повысить уверенность в себе? Вместо того, чтобы вникать и разбираться: почему так происходит? Мануэль Дж. Смит предлагает освоить и применять в подобных ситуациях ассертивное поведение.

Манипулятивное поведение направлено на то, чтобы вызвать отрицательные эмоции: страх, обиду, вину, стыд. Затем навязать что-то не свойственное нам. «Тебе не трудно сделать…?» Акцент на том, что «трудно» или «не трудно». Если «не трудно», то тогда «сделай». Если «трудно», то обвинения продолжатся. В такой ситуации важно совладать с эмоциями и действовать в соответствии со своими целями.

Взаимодействие с манипулятором не несёт пользы. Эффективным для такого общения является прекращение его. Если поддаться манипуляции, то придётся заниматься делом, не соответствующим нашим целям, а если отказаться, то придётся столкнуться с агрессивностью или угрозами проявить агрессию. «А-а, значит ты вот так. Ну ладно!» Ассертивное поведение даёт навык: как повысить уверенность в себе. Мы настойчиво продолжаем вести диалог, но при этом преследуем свои цели. В результате деструктивное общение прекращается и возможен разумный компромисс.

ассертивное поведение
Рисунок Лилии Королёвой

Настойчивость и уверенность в себе

Критика направлена на то, чтобы человек почувствовал себя неуверенно. Он начинает искать прощение за то, в чём его критикуют. Или, отрицая свою вину, критиковать в ответ. Такое поведение неэффективно. Уверенность в себе позволяет действовать и взаимодействовать (общаться) в соответствии со своими целями. Ассертивное поведение — это способ вести себя естественно в конфликтной ситуации, проявляя настойчивость в достижении поставленной цели.

Когда человек уверен в себе, то он достаточно эффективен. Если под воздействием критики мы начинаем чувствовать вину, то появляются сомнения и наши цели отходят на второй план. Ваши достижения — это то, что вселяет уверенность в себе. Ежедневное выполнение целенаправленных действий — условие постепенных изменений к лучшему. То, что мы желаем, возможно достичь. Из малых ежедневных целей складывается большой результат.

Человек точно знает, какая цель для него является актуальной. Сомнения начинаются тогда, когда есть желание найти подтверждение от окружающих в верности своих суждений. Возможно, благословение на достижение цели необходимо, но нужно знать у кого его спрашивать. Обычно люди не могут дать Вам точный совет в достижении Вашей цели, потому что она Ваша, а не их. А поэтому достигайте ближайшую цель: это не приведёт Вас к ошибке, и действовать следует стремительно. Уверенность в себе — это показатель правильного выбора цели. А правильная постановка цели — это самый быстрый (хотя не единственный) способ как повысить уверенность в себе.

ассертивное поведение
Изображение Лилии Королёвой

Ассертивное поведение: как повысить уверенность в себе

Как повысить уверенность в себе? Ответ на этот вопрос нужно искать практически в каждой затрагивающей нас ситуации. Чтобы научиться эффективно решать повседневные конфликты Мануэль Дж. Смит учит быть настойчивым в отстаивании себя. Эффективными являются техники, помогающие противостоять манипуляции со стороны собеседника: заигранная пластинка, игра в туман, негативные расспросы.

Техника «Заигранная пластинка»

Для настойчивости в отстаивании себя подходит техника «Заигранная пластинка». Довольно часто причиной конфликта становится невыполнение ( или не надлежащее выполнение) одной из сторон своих обязательств в соответствии с обоюдными договорённостями. Заказчик (покупатель) не должен вникать в процессы организации или её проблемы, чтобы получить то, за что он заплатил. Но на вполне разумные требования предоставляется порция отговорок.

Люди часто прекращают разговор, потому что соглашаются с предложенными аргументами. Эффективна в данном случае «заигранная пластинка». Вы звоните (или приходите на встречу) и спокойным голосом повторяете, что хотите получить заказ. На отговорки нужно реагировать следующим образом: «Я понимаю, что у Вас какие-то сложности, но я прошу предоставить мне мой заказ». Обычно после такого словесного «пинг-понга» Ваши требования удовлетворяют. Важно не соглашаться «на завтра» или «на следующей неделе».

Техника «Игра в туман»

Люди по разному ведут себя, когда в отношении них делают критические замечания. Довольно часто из критики можно почерпнуть много полезного. Однако мы не всегда готовы её (критику) принять, а вступать в препирательства нет желания. В конструктивной критике нет ничего плохого. Плохо, когда критика ничего не даёт. Тогда разговор следует строить по схеме: «Допустим критическое замечание верно. И что из этого следует?» То есть, или человек скажет, что он от Вас хочет или перестанет критиковать.

Вы соглашаетесь с каждым критическим замечанием. Не с тем, что подразумевается, но не высказано, а с дословным высказыванием. Человек несовершенен, поэтому любое критическое замечание будет уместно и с ним можно согласиться. Смысл деструктивной критики заключается в том, что она вызывает чувство вины и уменьшает уверенность в себе. Уместны «туманные фразы»: допустим, возможно, почему бы нет, можно согласиться. Если Вы в принципе согласны с критикой, то уверенность в себе укрепляется. А критикующий, видя Вашу реакцию, или начинает вести конструктивный диалог или прекращает критику.

Техника «Негативные расспросы»

Негативные расспросы помогают критикующему Вас собеседнику сказать то, что он на самом деле хочет сказать. Вопросы: «Что плохого в том, что я это сделал?», «Что следует из того, что у меня такой характер?» Критика, как сильная манипуляция, направлена на то, чтобы Вы сами догадались, что Вам нужно сделать.

Критические замечания сами по себе не несут негатива: мы больше додумываем, добавляя что-то своё. Например обвинение: «Ты не общительный человек», может подразумевать что угодно. То ли я с этим человеком не общителен, то ли, со всеми. Вместо того, чтобы переживать из-за обвинений занимайте активную позицию и проясняйте, что имеет ввиду «обвинитель», задавая постоянно вопрос: «Что плохого в том что я не общительный?» В конце концов собеседнику придётся сказать, что он на самом деле хочет от Вас.

Ассертивное поведение требует тренировки, а осваивать его лучше в тренинговой группе или на индивидуальных занятиях с консультантом: просто понимать суть техник не достаточно. Но даже освоенные навыки необходимо применять на практике. Первый положительный опыт показывает, что не стоит разменивать свои цели на сомнительные требования окружающих. Если у Вас появилась потребность разрешать повседневные конфликты, то начинайте это делать сегодня не откладывая на потом.

Настойчивость в отстаивании своего мнения производится только для совершения целенаправленных действий. Как только Вы получили желаемый результат или пришли к компромиссу, то настойчивость становится неактуальной. В иных случаях настаивать, значит тешить своё самолюбие. При целенаправленной настойчивости конфликт заканчивается как только я достиг своей цели в общении.

Практический вывод: ассертивное поведение повышает уверенность в себе

Критика направлена на то, чтобы человек почувствовал себя неуверенно. Он начинает искать прощение за то, в чём его критикуют или отрицая свою вину критиковать в ответ. Такое поведение неэффективно. Уверенность в себе позволяет действовать и взаимодействовать (общаться) в соответствии со своими целями. В конфликтной ситуации не ищите смысл конфликта. Более целесообразно применять ассертивное поведение. Настойчивость в отстаивании себя и своих интересов — практичный ответ на вопрос: «как повысить уверенность в себе?». Для настойчивости применяйте техники: Заигранная пластинка, Игра в туман, Негативные расспросы.