Чтобы достигать целей в сотрудничестве с другими людьми важно освоить навыки эффективного общения. Эффективное общение — это процесс установления и поддержания таких отношений с окружающими, которые способствуют осуществлению совместной деятельности для достижения общих целей.
Характеристика эффективного общения
Общение — важная часть нашей жизни. То, насколько человек успешен, во многом определяется его способностью достигать целей во взаимодействии с другими людьми. Навыки эффективного взаимодействия — это специфические навыки, которые помогают устанавливать и поддерживать такое общение, которое способствует выполнению совместных действий с другими людьми для достижения общих целей.
Эффективное общение можно охарактеризовать в соответствии со следующими критериями:
- Во-первых, устанавливаются равноправные отношения.
- Во-вторых, координация совместных действий производится с учётом интересов каждого участника взаимодействия.
- В-третьих, происходит целесообразный обмен информацией. Прежде всего, открыто обсуждаются все вопросы, решения принимаются совместно, отсутствуют скрытые цели.
Таким образом, эффективное общение обеспечивает взаимодействие, которое помогает в достижении Ваших целей с учётом интересов других людей. В случае же отсутствия равноправия доминируют интересы одной из сторон за счёт ущемления интересов другой. Без учёта целей ваших партнёров можно достигать каких-то результатов, но только временно: именно при долгосрочных отношениях эффективность социальных связей самая высокая.
Следует различать комфортные взаимоотношения и эффективные. Комфортное общение не направлено на достижение каких-либо результатов, так как его целью является создание «хорошего» психологического климата. Поэтому, выбирая комфорт, люди часто соглашаются с неэффективными решениями ради поддержания отношений.
«Навыки эффективного общения» онлайн-тренинг по психологии
Цель: освоить эффективное общение для применения на практике в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
Срок: 1 год (12 месяцев)
Задачи:
- Освоить базовый навык пунктуальность, выполняя ежедневно основное упражнение и измеряя эффективность самоконтроля.
- Изучить теорию эффективного общения, используя рекомендованную литературу, ознакомиться с публикациями на сайте. Написать собственное руководство (инструкцию) по эффективному общению.
- Практически освоить навыки эффективного общения выполнив 50 заданий.
- Составить личный словарь по эффективному общению (100 терминов).
Как стать участником онлайн-тренинга «Навыки эффективного общения»
Отправьте заявку на участие в онлайн-тренинге «Эффективное общение» по электронной почте directchernenko@yandex.ru. Сразу после оплаты Вам высылается Задание №1, раз в неделю будут высылаться последующие задания. То есть, на выполнение каждого задания у Вас будет одна неделя. Оплата за участие в тренинге принимается один раз в месяц или сразу за весь год (со скидкой) в зависимости от уровня проверки заданий.
Первый уровень: без проверки выполнения заданий
Оплата составляет 250 рублей за одно задание за месяц вперёд. То есть 4-5 заданий в месяц: 1000-1250 рублей. Предоплате за весь год стоимость составит 10 тыс. рублей. Еженедельно по электронной почте Вы получаете очередное задание и самостоятельно выполняете его.
Второй уровень: с проверкой выполнения стандартных заданий
Стоимость с проверкой стандартного задания составит 1000 рублей. Предоплата за месяц 4000-5000 рублей. Еженедельно по электронной почте Вы получаете очередное задание, выполняете его и отправляете на проверку. После проверки Вы получаете сообщение «Задание выполнено» или «Не выполнено» с указанием причин. При проверке отдельных заданий высылается комментарий размещаемый в тексте выполненного задания. По результатам проверки выдаётся сертификат участника онлайн-тренинга.
Для получения сертификата участника необходимо выполнить с проверкой 40 заданий (80%). Выполнение задания №1 обязательно! Если Вы не выполнили достаточное количество заданий, но хотите получить сертификат, то дополнительно оговариваются условия его получения. Определяется количество недостающих заданий и время на их выполнение.
Дополнительно к выполнению заданий онлайн-тренинга можно заказать индивидуальные консультации
Участник может заказать индивидуальные консультации по своему усмотрению, чтобы уделить больше времени освоению каких-то конкретных навыков эффективного общения. Длительность индивидуальной консультации онлайн составляет 60 минут, стоимость — 4000 рублей.
Пять навыков, которые формируются при выполнении заданий онлайн-тренинга
Я выделяю эти навыки потому, что они обеспечивают самореализацию посредством достижения личных целей. Пунктуальность, самокритичность, уважение, целеустремлённость и конфиденциальность являются принципами, которые составляют правила эффективного общения. Подробнее см Эффективное общение. Следуя этим принципам мы развиваем соответствующие навыки.
Пунктуальность — навык быть пунктуальным
Общаться можно с человеком, который способен доставить себя к месту встречи, выходит на связь при помощи средств коммуникации, исполняет взятые обязательства. В долгосрочной перспективе ответственность является полезным качеством. Способность быть пунктуальным закрепляется в течение длительного времени. Надёжность, постоянство, стабильность, предсказуемость ценятся высоко независимо от ситуаций, обстоятельств, содержания беседы.
Люди, не выполнив обязательства перед кем-либо, стараются избегать контактов с ним. Но если Вы сможете выслушать и принять негативное отношение к себе, то это положительно повлияет на Вас. Благодаря способности не избегать общения, выработается ответственное отношение к общению и к жизни.
Если человек «хорошо» общается, может произвести «хорошее впечатление», но при этом опаздывает на встречи, не выполняет обещания вовремя, меняет условия и приоритеты, то взаимодействие с ним будет малоэффективным. Ещё, стремление стать пунктуальным поможет Вам отличить человека выполняющего свои обязательства от того, кто маскирует невыполнение.
Самокритичность — навык критического отношения к себе
Часто для того, чтобы произвести впечатление, собеседники стараются обещать больше, чем могут выполнить. Это создаёт в дальнейшем сложности для общения. Зная свои слабые и сильные стороны Вы можете быть реалистичным в оценке своих возможностей и распознать у собеседника неадекватные ожидания в отношении Вас.
Как правило непонимание друг друга, разногласия, возникают на почве предубеждений, домыслов и скрытых целей. «Нестыковки» в разговоре будут всегда. Если Вы находите их причину в себе, то проблема решаема, так как управлять собой — конструктивнее, чем изменять поведение другого человека. Исчезает почва для конфликта.
Критическое отношение помогает относиться к своим ошибкам не как к чему-то неизбежному, а как к задачам, которые можно и нужно решить. Любое непонимание следует проговаривать с собеседником, чтобы не иметь в дальнейшем препятствий в достижении цели. Несомненно, что для общения лучше, если Вы предъявляете к себе больше требований, чем к партнёрам по общению. Такой подход в отношениях помогает избавиться от критического настроя и вести конструктивный диалог.
Уважение — навык уважительного отношения к собеседнику
У каждого человека есть свои достоинства и недостатки. Положительное отношение создаёт условия для партнёрства и вызывает доверие. Только принимая другого человека таким каков он есть, можно установить с ним личностный контакт. Понимая его эмоциональное отношение к взаимодействию, можно точнее расставить приоритеты в общении.
Уважение способствует поиску тех линий соприкосновения, по которым идти к результату проще. Если Вы умеете найти в человеке положительные качества, то сможете его уважать. Эмоциональное восприятия собеседника, вызывает доверие.
Вышеописанные навыки эффективного общения — пунктуальность и самокритичность — усиливают способность к уважению. Если человек настроен ответственно и адекватно представляет свои возможности, то ему проще оценить других положительно.
Целеустремлённость — навык ориентации на результат
Эффективное взаимодействие характеризуется направленностью на результат. Разговор следует планировать так, чтобы представлять его исход. Каждая беседа — это ступенька (этап, промежуточный результат) в достижении цели. Так как эффективность не всегда соответствует хорошему психологическому климату, то может возникать эмоциональное напряжение. Важно находить баланс между стремлением к результату и отношениями.
Для любого разговора формулируйте цель, имейте чёткое понимание — чего вы хотите достичь. Ясно представьте результат беседы. Постарайтесь увидеть в собеседнике согласие с Вами и готовность сотрудничать. Что Вы ему сможете предложить? Целесообразность общения должна быть запланирована.
Конфиденциальность — навык целесообразного обмена информацией
С кем иметь дело? Почему именно с этим человеком следует сотрудничать? Важны два параметра: его компетентность и мотивация. Причём мотивация важнее, так как при сильном желании недостающие компетенции можно освоить.
Эффективное взаимодействие предусматривает отношения с теми, с кем это целесообразно. Так как нет необходимости общаться со всеми подряд, то следует выработать правило не вступать в контакт, если в этом нет нужды. Коммуникации — это время и ресурсы. Нельзя относиться к общению как неиссякаемому источнику. Если обмениваться информацией нецелесообразным способом, то у Вас может не остаться времени, ни сил для человека, который Вам нужен.
Как сделать общение эффективным?
Время ограничено и тратить его на бесцельное общение — чрезмерная расточительность. Как сделать общение эффективным? Это главный вопрос, ответ на который можно получить, став участником онлайн-тренинга «Навыки эффективного общения». Но не менее важно применять полученные благодаря онлайн-тренингу навыки эффективного общения в дальнейшем.
Во-первых, важно определить и постоянно уточнять для себя само понятие эффективность. Его часто путаюсь с продуктивностью или с КПД. Эффективность — это прилагательное от существительного «эффект» (полезный результат). Общение само по себе не является действием и не производит результат, если за ним не идёт действие. Общение, в следствие которого происходит действие создающее полезный результат, называется эффективным. Эффективное общение имеет отношение к цели человека, способствует её достижению. Тогда как продуктивность относится к выполнению задач и правильному использованию ресурсов.
Во-вторых, чтобы поддерживать эффективность общения, следует понимать, какой вклад оно делает в достижение цели. Важно не просто владеть коммуникативными техниками, но и уметь определять целесообразность их использования.
В-третьих, общение в случае разногласий и в конфликтных ситуациях. Окружающие могут помогать Вам в достижении цели, а могу и мешать (не всегда осознавая это). Как и с кем строить отношения во многом определяет успех совместной деятельности. Не всегда целесообразно вступать в контакт с человеком. Для поддержания отношений требуется время и силы. Поэтому нельзя быть неразборчивым в отношениях с людьми.
Практический вывод
Прежде всего, навыки эффективного взаимодействия способствуют достижению целей собеседников. К ним относится пунктуальность, самокритичность, уважение, целеустремлённость и конфиденциальность. Если Вы применяете эти навыки в общении, то это позволяет учитывать интересы партнёров, координировать совместную деятельность и целесообразным способом обмениваться информацией. Как правило комфортный психологический климат не является показателем эффективного общения.
Онлайн-тренинг даёт основы эффективного общения. Выполнение пятидесяти заданий не гарантирует Вам успех в общении всегда, но создаст условия для достижения свойственных Вам целей.
Важно применять на полученные навыки, потому что без практического применения снижается уровень владения ими. Как сделать общение эффективным? Ответ на этот вопрос можно получить, став участником онлайн-тренинга «Эффективное общение».
С уважением, Дмитрий Черненко — автор практических заданий онлайн-тренинга