Практика активного слушания

Практика активного слушания была частью тренинга «Эффективное общение». И включала применение основных техник: дословное повторение утверждений собеседника, перефразирование, обобщение, поощрение к беседе, постановка вопросов, отражение чувств, молчание в разговоре, конфронтация, интерпретация. В какой-то мере я и ранее активно использовал многие из них, но не всегда делал это осознанно. Мне было привычно внимательно слушать и понимать собеседника. Тем более что общение – главная составляющая моей будущей профессиональной деятельности: логопеда и педагога.

В беседе с детьми с речевыми нарушениями важно проявлять терпение, не перебивать, оказывать поддержку, поощряя их речевую активность. Мне свойственно в разговоре сохранять спокойствие, быть уверенным и безмятежным. Такое состояние очень важно для педагога при общении с детьми. Моё внимание к словам собеседника возрастает, когда меня ничего не тревожит, когда отсутствует внутренний конфликт или беспокойство. Чувство силы и готовности к вызовам передаётся собеседнику, и он более открыто начинает говорить, понимая, что его внимательно слушают.

Практика применения техник активного слушания выявила, что я достаточно точно могу определить эмоциональное состояние собеседника. В этом проявились не только моя способность, но и доверие, с которым люди делились своими чувствами. Вообще, диалог – это совместное действие всех участников, где каждый делает свой вклад в общий результат. Внимательное (активное) слушание открывает интересные перспективы как в профессиональном взаимодействии, так и в межличностном общении.

Практика применения техник активного слушания

Когда я использовал “перефразирование мнения” при выполнении задания, это показало мне и помогло понять, как обобщать информацию. Не редко встречается, когда человек высказывая свое мнение, говорит больше чем просто суть, выражая эмоции или свои переживания. Может даже повторить то, что уже сказал но другими словами, которые несут тот же смысл. Перефразирование помогает обобщить все это мнение и всю, если можно так сказать, “воду” в нем, в то, что несет только саму суть всего мнения. Без лишних деталей и сильного эмоционального окраса. Это помогает самому понять чужое мнение, а также перефразировав его человеку можно уточнить правильно ли вы поняли, что этот человек имел ввиду.

“Повторение утверждений”- чем-то похоже на перефразирование мнения по функции. Помогает прояснить и уточнить информацию, а также показать свое участие и понимание в диалоге с собеседником.

“Правильная постановка вопроса”- в основном помогает получить информацию от собеседника, это может быть как точная информация при закрытом вопросе, по типу точной даты и времени встречи, и есть ли машина или нет. Точный вопрос – точный ответ. Открытые вопросы гораздо интереснее, так как они могут быть использованы как для получения интересующей нас информации в развернутом виде, так и можно использовать эти вопросы как “наводящие на размышления”.

Практика применения техник активного слушания прояснила уместность и цель задавания вопросов. Собеседник, ища и пытаясь найти ответ на вопрос, сам начинает задумываться не над вопросом, а над ответом. Это, в основном, я испытывал на себе: вопрос открытый и простого ответа нет и не знаешь. Надо думать, и в процессе поиска ответа можно прийти к определенным выводам или по поводу себя, или ситуации, или других людей.

Техники общения, требующие более глубокого психологического контакта с собеседником

“Эмоциональное понимание другого человека”- суть вся в названии, это понимание чувств человека с которым ведешь беседу. Помогает в основном понять отношение человека к вещам, событиям, другим людям. Не всегда слова могут совпадать с эмоциями, которые испытывает человек. Можно догадываться об эмоциональном отношении человека, по словам, если он не сильно скрывает свое отношение. С теми, кто скрывает, это может быть гораздо сложнее. Всё зависит от степени контроля над своими реакциями собеседника и вашей собственной наблюдательности. На основе этой информации можно строить диалог, о каких-то вещах говорить, о каких-то нет. На какие-то моменты надавить, а какие-то оставить в покое.

“Молчание в разговоре”- может использоваться как признак внимательности при выслушивании собеседника. Просто молчать, и пялится пока кто-то говорит не надо, так как от этого становится неловко. Невербальное поощрение продолжить разговор тоже можно использовать: поднять бровь, махнуть рукой и т. д. Главное чтобы не было неловкого молчания, тогда будет понятно, что вам либо нечего сказать, либо вы не следили за диалогом. Молчание еще может быть истолковано как размышление в отдельных случаях. Помогает в основном при выслушивании истории другого человека, когда невежливо перебивать и сначала нужно дослушать, а также показывать что ты слушаешь, а не «в астрале».

“Конфронтация в диалоге”- используется, чтобы указать или развеять несоответствие в словах когда они противоречат друг другу сразу в одной теме. Идет указание на несоответствие и попытка уточнить “а как так?”. Помогает понять мыслительный процесс собеседника и либо он сам замечает, что тут что-то не так и исправляется или объясняет свои слова и доводы, дабы не было недопонимания.

“Интерпретация в психологии”- самая, на мой взгляд, трудная техника. Помогает понять и дать объяснение тем или иным действам собеседника. Придать им смысл не с вашей точки зрения, а с точки зрения собеседника, дабы понимать что-то, что выглядит для вас бессмысленно для кого-то имеет абсолютно четкий смысл. Помогает понять мотивы действий и отношение человека к тем или иным ситуациям, событиям, людям.

Практический вывод

Вывод из этого можно сделать такой, что все это помогает не только в психологии, педагогике или другой практической деятельности, связанной с людьми. Это можно использовать для правильного общения и построения отношений в обычной жизни. Даже в других профессиях такой навык будет полезен, так как мы постоянно общаемся с другими людьми. Без общения мы бы не были людьми как индивиды, хотя и живем в социуме. Практика активного слушания показала, что внимательность в диалоге играет ключевую роль даже при формальном (регламентированном) взаимодействии. А в межличностном общении является просто незаменимым.

С наилучшими пожеланиями, Александр Петров